Психотерапия у детей. Методы и техника психотерапии у детей.

Частная психотерапия — это комплекс отдельных методик психотерапевтического воздействия: рациональной, косвенной, игровой, групповой, семейной психотерапии, гештальттерапии, психосинтеза, психоанализа, трансперсональной психотерапии, арттерапии, психодраматической терапии, телесноориентированной терапии, гипносуттестивной психотерапии, самовнушения, аутогенной тренировки, имаготерапии ит.д. Под специальной психотерапией подразумевают применение средств психотерапевтического воздействия для лечения какого-то определенного заболевания. При этом на основе системного подхода с учетом специфики используются возможности как общей, так и частной психотерапии для лечения, к примеру, невроза страха, неврозоподобного энуреза, функционального заболевания желудка и т.п. Необходимо учитывать, что отечественная детская и подростковая психотерапия находится на этапе становления и многие вопросы, включая методические, еще не решены. Формирование набора методов психотерапевтического воздействия — результат творческого поиска каждого детско-подросткового психотерапевта.

Метод рациональной психотерапии. Основными приемами рациональной (рассудочной) психотерапии в детско-подростковом возрасте являются аретепсихотерапия, персуазия (убеждающая психотерапия), разъяснительная, обучающая, активирующая психотерапия, психотерапия с помощью отвлечения внимания. Применяют их для лечения и предупреждения психопатологических отклонений, для коррекции характерологических и патохарактерологических реакций, акцентуаций характера, развития негармоничных типов внутренней картины болезни и формирования гармоничного типа. Эмоционально насыщенные сеансы аретепсихотерапии с группой детей и подростков включают яркие рассказы об известных или малоизвестных людях, близких больным по их судьбам, мужественно преодолевших свой недуг в сложнейших жизненных коллизиях. Разъясняющая психотерапия ставит своей целью перестройку отношений личности к своему расстройству и окружающей среде.

Косвенная психотерапия. Приемами косвенной психотерапии являются психотерапевтическое потенцирование и опосредование.

психотерапия у детей

Суть первого заключается в усилении с помощью прямого и скрытого внушения действия реальных лечебных факторов — медикаментов, физиопроцедур, лечебной физкультуры и т.п.

Второй прием состоит в придании с помощью психического воздействия на пациента целебных свойств мероприятиям, не обладающим таковыми, например, диагностическим исследованиям.

Психосинтез. Отличительной особенностью метода является систематическое использование всех имеющихся психологических методик в соответствии со специально разработанным планом лечения. Основной метод, который делает возможным применение всех остальных, касается пробуждения и развития воли. Другим психологическим методом, имеющим огромное личностное и социальное значение, является преобразование и сублимация биопсихических энергий, в особенности сексуальных и агрессивных побуждений, и направление их на конструктивную и созидательную деятельность.

Психоанализ — это метод избавления от конфликтов между сознанием и бессознательными побуждениями, вскрывающий глубинный пласт неосознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Основными терапевтическими приемами психоанализа являются метод толкования сновидений и метод свободных ассоциаций. Анализ сновидений позволяет пациенту принять решение, разрешить внутренние конфликты, способствует процессу становления целостной личности.

Трансперсональная психотерапия. Этот метод дает возможность самоисцеления за счет пробуждения в организме неспецифических адаптационных реакций, возникающих в измененных состояниях сознания (ИСС). Вхождение в ИСС осуществляется за счет интенсивного дыхания, побуждающей музыки и фокусированной работы с телом пациента либо с помощью телесных и медитативных техник (холотропной терапии, ребефинга и др.).

Арттерапия — это терапия искусством. Основана как на концепции психоанализа, так и на положительном влиянии творчества на развитие психики. Начиная спонтанно рисовать, лепить, ребенок извлекает информацию из бессознательного, выплескивая свои проблемы в символической форме на бумагу, глину. Используют методы работы с рисунком, графикой, лепкой, гримом, масками, музыко-, библио-, танцетерапии. А. играет положительную роль также в лечении гипердинамического синдрома, задержек психического развития.

Психодрама — психотерапевтический метод, который использует естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых участники группы, играя актуальные для себя роли, могут творчески работать над своими личностными проблемами и конфликтами. Психотерапевтический эффект П. основан на возможностях изменить роль, «переиграть» заново, сыграть роли, недоступные в реальной жизни, или те, которые не очень получаются.

- Вернуться в оглавление раздела "Психология."

Оглавление темы "Детская психологическая и неврологическая патология.":
1. Энурез (недержание мочи) у ребенка. Невротические расстройства аппетита.
2. Лечение патологических привычных действий. Заикание у ребенка. Виды заиканий.
3. Тики у ребенка. Синдромы патологического сна у детей.
4. Ночные кошмары (кошмарные сновидения) у детей. Снохождение. Нарколепсия.
5. Оценка психологического статуса детей.
6. Нейропсихологическое обследование ребенка.
7. Компьютерная томография, магнитно-резонансная томография у детей. Энцефалография мозга у ребенка.
8. Ультразвуковая томография у ребенка. Электромиография. Поясничная пункция у детей.
9. Физиотерапия в детской неврологии. Хирургическое лечение в неврологии детей.
10. Психотерапия у детей. Методы и техника психотерапии у детей.

Рекомендуемое нашими посетителями:

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: