Оценка психологического статуса детей.
При обследовании ребенка с речевой недостаточностью вначале следует предъявлять тесты, не требующие развернутых речевых ответов, сложных речевых инструкций, например задания на классификацию. Инструкцию дополнить жестом, показом по образцу и лишь потом перейти к исследованию речи, вербального мышления. 4. При оценке полученных данных врач не должен ограничиваться количественной оценкой уровня и структуры психической недостаточности, необходимо раскрытие качественных особенностей работы и поведения ребенка во время эксперимента, установление не только актуального уровня развития, но и потенциальных его возможностей («ближайшей зоны развития», по Л. С. Выготскому), что важно для дифференциальной диагностики умственной отсталости и задержек психического развития разного типа. Это проявляется в том, что недоступные, казалось, задания решаются легко с помощью взрослого, в процессе обучения, в умении перенести способы решения, усвоенные с помощью взрослого, на самостоятельные последующие. На этом построены методики обучающего эксперимента (по А. Я. Ивановой, 1970), представляющие видоизменения ряда экспериментальных методик, в которых регламентированы и строго учитываются разные виды помощи.
Для определения у детей и подростков особенностей внимания (устойчивость и переключаемость, способность к концентрации и т.д.), симптомов утомляемости и снижения темпа психической деятельности применяют следующие методики:
а) корректурная проба. Исследование проводят при помощи специальных бланков с рядами букв. Предусматривается зачеркивание обследуемым одной или двух букв. Учитывают количество ошибок и темп выполнения задания, характер ошибок — пропуск отдельных букв или строчек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв. Учитывают также поведение ребенка в процессе работы, его активность, прилежание и т. п.
У детей дошкольного возраста используют модификацию этой методики — методику Пьерона — Рузера. Обследуемые получают лист, заполненный квадратами, треугольниками, крестами, ромбиками. В верхних фигурах проставлены различные знаки и ребенку предлагают расставить такие же знаки по всему листу в соответствии с образцом;
б) отыскивание чисел по Шульте. Исследование проводят с помощью специальных таблиц. Ребенку предлагают отыскать числа в порядке возрастания от 1 до 25. Для оценки полученных результатов можно сравнивать время, затраченное обследуемым на каждую таблицу.
Степень осмысления сути, установления существенных причинно-следственных связей, ответы на дополнительные вопросы по существу или по случайным ассоциациям учитывают при оценке мыслительной деятельности этого уровня.
Уровень развития обобщенности мышления и наличие понятий соответственно возрастному уровню абстрагирования, их полнота, сохранность могут быть проверены большим количеством тестов: а) назвать группу однородных предметов, изображений или слов обобщающим словом (родовым понятием — животные, транспорт и т.д.); б) назвать известные ребенку деревья, реки, города; в) выделить из группы изображений, слов не подходящее (четвертое лишнее) к понятию; для детей школьного возраста: г) дать определение того или иного понятия; д) назвать слова, противоположные предложенным (день — ночь, черный — белый, покупать — продавать); е) указать пару слов (среди ряда пар), аналогичную заданной паре слов по их отношению между собой, например, лес — деревья, библиотека — книги (тест на аналогию отношений). На возможность абстрагирования конкретного смысла указывает также понимание переносного смысла аллегорических выражений, пословиц, возможность их группирования по общему переносному смыслу. В процессе выполнения этих заданий следует анализировать, на какие признаки (существенные, несущественные, латентные, внешние) опирается пациент в правильных и ошибочных ответах.
Для выяснения способности к образованию новых понятий применяют тест на образование искусственного понятия (по двум существенным признакам — цвету в сочетании с формой, которые пациент выявляет в процессе проб и ошибок, соответственно подкрепляемых экспериментатором).
Широко используемыми методиками исследования способности ребенка к выделению общих и существенных признаков предметов, явлений (основного процесса формирования понятий всех уровней) являются задания на классификацию предъявляемых предметов, рисунков, слов, пословиц.
- Читать далее "Нейропсихологическое обследование ребенка."
Оглавление темы "Детская психологическая и неврологическая патология.":1. Энурез (недержание мочи) у ребенка. Невротические расстройства аппетита.
2. Лечение патологических привычных действий. Заикание у ребенка. Виды заиканий.
3. Тики у ребенка. Синдромы патологического сна у детей.
4. Ночные кошмары (кошмарные сновидения) у детей. Снохождение. Нарколепсия.
5. Оценка психологического статуса детей.
6. Нейропсихологическое обследование ребенка.
7. Компьютерная томография, магнитно-резонансная томография у детей. Энцефалография мозга у ребенка.
8. Ультразвуковая томография у ребенка. Электромиография. Поясничная пункция у детей.
9. Физиотерапия в детской неврологии. Хирургическое лечение в неврологии детей.
10. Психотерапия у детей. Методы и техника психотерапии у детей.