Нейропсихологическое обследование ребенка.

Шкала Векслера, как и ряд других методик, содержащих большое количество субтестов, позволяет определять уровень развития различных способностей. Однако для патопсихологического обследования в детской психиатрической клинике важно не только установить структуру дефекта, но и определить потенциальные возможности ребенка. Особенно актуальной становится эта задача при отграничении умственной отсталости (олигофрении) от клинически сходных с ней состояний, в основе которых лежит не умственная отсталость, а другие нарушения: речевые, моторные, отклонения поведения и т.п.

Поэтому в подборке методик необходимо такое их сочетание, которое давало бы как количественную, так и качественную характеристику психических процессов. Важным элементом является привлечение шкал развития, которые оценивают общее развитие ребенка по формированию отдельных составных частей его поведения, определенные формы которого соотносятся с возрастом и являются, таким образом, показателем степени зрелости. В рамках шкалы развития Гезелла изучают такие сферы поведения ребенка, как моторная, адаптивная, речевая и личностно-социальная.

Определяют общий уровень зрелости и отдельно по каждой из этих областей на основе выполнения детьми заданий, соответствующих зоне зрелости ребенка данного возраста.

обследование детей

Нейропсихологическое обследование — использование психологических тестов заданий, которые направлены на выявление локального поражения или недоразвития мозга, а также структуры недостаточности, соотношение локальных и общемозговых симптомов. Например, тесты, выявляющие премоторную недостаточность (трудности построения и автоматизации серийного движения: кулак—ребро—ладонь, речевого ряда: ба-ба, ба-па, па-ба, с появлением персевераций, синкинезий), пробы Эйдена на переделку стереотипа, тесты по исследованию оптического гнозиса, пространственных представлений (построение фигур из палочек, спичек, кубиков Кооса и др.), зрительно-моторной координации (перешифровка движения по отношению к сидящему напротив, асимметричное постукивание отдельными руками), соматосенсорный гнозис (определение места прикосновения, перешифровка положения одной руки на другую, узнавание предмета на ощупь, «стереогноз»).

Достаточно структурируемый стимульный материал представлен в методике рисуночной фрустации Розенцвейга. На 24 рисунках изображены люди, находящиеся в конфликтной ситуации. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, описывающие фрустацию собственную или другого лица. Испытуемый должен ответить за персонаж, находящийся справа. Оценка полученных ответов дается по направлению реакции (агрессии) и ее типу. Методика позволяет оценивать особенности поведения испытуемых в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели.

Весьма доступной для использования врачом в клинике является методика исследования уровня притязаний (Ф. Хоппе, 1967). В 12 парах карточек содержатся вопросы нарастающей сложности, а на оборотной стороне обозначены цифры от 1 и 1А до 12 и 12А. Объяснив больному ребенку порядок расположения сложности вопросов соответственно номеру карточки, предлагают выбрать любую карточку и дать ответ на вопрос. Предупреждают, что время ограничено, что позволяет экспериментатору произвольно создавать ситуацию «успеха» или «неуспеха». В протоколе фиксируют порядок выбора карточек, что отражает поведение в зависимости от успеха или неуспеха, наличие тенденции к усложнению задачи (формирование уровня притязаний), адекватность или неадекватность его формирования в зависимости от успеха или неуспеха. У здоровых детей школьного возраста успешное выполнение задания стимулирует дальнейший выбор карточек с более сложными заданиями, а неуспешное — с более легкими, т. е. с меньшим номером.

У подростков с устойчивым характером колебания в выборе носят плавный характер, а при эмоциональной неустойчивости колебания более резкие.

У больных с психическим недоразвитием или деменцией не формируется уровень притязаний: они берут карточки только с легкими заданиями либо случайные карточки, не считаясь с предыдущим неуспехом. Психопатические личности нередко сразу претендуют на самые высокие цифры (сложные задания), а после неудачи (что вполне естественно, так как задания рассчитаны не на оценку интеллекта, а на реакцию пациента на свой неуспех), аффективно отказываются от дальнейшей работы, возмущаясь невыполнимостью заданий.

- Читать далее "Компьютерная томография, магнитно-резонансная томография у детей. Энцефалография мозга у ребенка."

Оглавление темы "Детская психологическая и неврологическая патология.":
1. Энурез (недержание мочи) у ребенка. Невротические расстройства аппетита.
2. Лечение патологических привычных действий. Заикание у ребенка. Виды заиканий.
3. Тики у ребенка. Синдромы патологического сна у детей.
4. Ночные кошмары (кошмарные сновидения) у детей. Снохождение. Нарколепсия.
5. Оценка психологического статуса детей.
6. Нейропсихологическое обследование ребенка.
7. Компьютерная томография, магнитно-резонансная томография у детей. Энцефалография мозга у ребенка.
8. Ультразвуковая томография у ребенка. Электромиография. Поясничная пункция у детей.
9. Физиотерапия в детской неврологии. Хирургическое лечение в неврологии детей.
10. Психотерапия у детей. Методы и техника психотерапии у детей.

Рекомендуемое нашими посетителями:

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: