Способы транспортной иммобилизации. Иммобилизация шиной Дитерихса

Пневматические шины по внешнему виду напоминают двойные чехлы с застежкой-молнией. После застегивания молнии шину накачивают из специального баллона со сжатым газом, а при его отсутствии — насосом или просто надувают воздухом изо рта. Недостатком таких шин является то, что они могут быть повреждены с утратой герметичности.

Повышение давления в такой шине улучшает иммобилизацию, но усиливает давление на мягкие ткани и может вызвать их ишемию. При открытом повреждении (пневматическая шина может вызвать усиление кровотечения из раны, функционируя как венозный жгут. Вакуумные шины наполнены гранулами. Чтобы шина приобрела иммобилизационные свойства, необходимо выкачать из нее воздух с помощью специального насоса.
По этому же принципу устроены вакуумные носилки и вакуумные матрасы, применяющиеся при повреждениях позвоночника или таза.

Основные способы транспортной иммобилизации при разных повреждениях.
Повреждения лопатки и надплечья фиксируют при помощи повязок Дезо, Вельпо или косыночной повязки, при этом в подмышечную впадину рекомендуется подложить небольшой валик.

При переломах плечевой кости или повреждениях локтевого сустава иммобилизации достигают с помощью отмоделированных лестничных шин от здорового надплечья до пястно-фалан-говых суставов. Конечности придают функционально выгодное положение: сгибание в локтевом суставе 90° и среднее положение предплечья между пронацией и супинацией. Кисть разогнута в лучезапястном суставе до 45°. Шину дополнительно фиксируют или с помощью тесемок к шее, или с помощью косыночной повязки к туловищу.

транспортная иммобилизация

При повреждениях предплечья также используют лестничную шину, накладывая ее по наружной поверхности от верхней трети плеча до пястно-фаланговых суставов. Функционально выгодное положение конечности придают так же, как и при переломах плеча. Дополнительно фиксацию осуществляют косыночной повязкой.

При повреждениях лучезапястного сустава или пальцев кисти, кроме лестничной шины, можно использовать сетчатые, а также лубковые шины. Шины располагают по ладонной поверхности от локтевого сустава до кончиков пальцев, кисти придают положение умеренного разгибания, а в ладонь вкладывают плотный валик.

При повреждениях бедра и тазобедренного сустава иммобилизацию осуществляют с помощью шины Дитерихса. Перед наложением шины обувь не снимают. Сначала подошву-подстопник фиксируют мягким бинтом к ноге. Подстопник должен выступать за край каблука на 1,5 — 2 см, чтобы избежать пролежня пяточной области от давления. Далее по здоровой конечности подбирают необходимую длину внутренней (от паховой области) и наружной (от подмышечной области) раздвижных планок, которые должны выходить за край подошвенной поверхности стопы на 12—15 см для осуществления вытяжения.

Подобранную длину фиксируют с помощью деревянных или металлических штырей, закрепленных на планке. Первой устанавливают внутреннюю планку с упором в паховую область (избегая сдавления половых органов!), в отверстие ее дистального упора проводят шнур для вытяжения. Затем устанавливают наружную планку с упором в подмышечную область, после чего планки соединяют под стопой. Раздвижные планки фиксируют специальными ремнями или марлевым бинтом к туловищу в не менее чем пяти точках: в области грудной клетки, таза, верхней трети бедра, коленного сустава, нижней трети голени.

Вначале выполняют фиксацию проксимальнее области перелома (при повреждении диафиза бедра это три верхние точки, при повреждении тазобедренного сустава — две верхние), затем вращением закрутки осуществляют вытяжение, после чего закрепляют палочку закрутки и завершают фиксацию в дистальных точках. В отсутствие шины Дитерихса можно применить комбинацию из шин Крамера, соблюдая те же уровни и точки фиксации, но без вытяжения, что менее эффективно.

- Читать далее "Транспортная иммобилизация голени. Иммобилизация шеи"

Оглавление темы "Иммобилизация переломов":
1. Противошоковые мероприятия. Остановка кровотечения
2. Обезболивание при травме. Иммобилизация повреждений
3. Правила наложения транспортных шин. Табельные транспортные шины
4. Способы транспортной иммобилизации. Иммобилизация шиной Дитерихса
5. Транспортная иммобилизация голени. Иммобилизация шеи
6. Инфекционные осложнения травм. Показания к госпитализации при травме
7. Транспортировка пациентов с травмой. Амбулаторное лечение травм
8. Консервативное лечение переломов. Терапия переломов положением и мягкой повязкой
9. Гипосовые повязки. Техника приготовления гипса
10. Лонгетная гипсовая повязка. Циркулярная гипсовая повязка

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: