Психосоматические нарушения при пороках развития уха. Интеллект при аномалиях органа слуха

Еще в прошлом веке многие исследователи обратили внимание на то, что у части людей с врожденными пороками развития уха часто имеют место психосоматические нарушения. Это и понятно, ибо частичное или полноо выключение такого важного анализатора, как слуховой, должно оказывать очень большое влияние на общее развитие человека. Однако характер этих изменений, степень их выраженности и взаимообусловленности в применении к врожденным порокам развития наружного и среднего уха и до настоящего времени изучены недостаточно.

На основании клинического обследования, анализа и анкетного опроса родителей детей, страдающих врожденными пороками наружного и среднего уха, мы попытались уточнить вышеприведенные факты. Как уже говорилось в главе II, роды, закончившиеся рождением ребенка с врожденными пороками развития уха, в значительном проценте случаев протекали неблагополучно (плохое самочувствие в первой половине беременности имело место у 20% матерей, во второй — у 24%).

Тем не менее 98 детей родились в срок и лишь 2 ребенка были рождены недоношенными. Вес абсолютного большинства новорожденных 3 кг и более, рост 49—50— 51 см. Эти данные показывают, что при врожденных пороках развития наружного и среднего уха нет видимых нарушений общего физического развития плода во внутриутробном периоде.

пороки развития уха

Новорожденные с односторонними уродствами уха в раннем детском возрасте, детском и юношеском возрасте росли и развивались нормально, в общефизическом развитии от сверстников не отличались. Зато большинство детей с двусторонними пороками развития уха значительно отставали как в физическом, так и в умственном развитии. Так, 30% из них начали ходить значительно позже обычного срока (после 1,5 лет). Речь начинала развиваться у них значительно позже: на 2-м, 3-м, 4-м и даже 8-м году жизни.

У большинства больных с двусторонним поражением ушей речь значительно изменена. Изменяется дикция и эмоциональная окраска речи, имеет место бедность словарного запаса. У некоторых больных нарушение речи частично зависит от неправильной артикуляции вследствие одно- или двустороннего недоразвития нижней челюсти и неправильного прикуса.

Выяснение вопроса о том, является ли недостаточное интеллектуальное развитие следствием врожденного снижения слуха или результатом врожденного поражения центральной нервной системы, имеет большое теоретическое и практическое значение.

На основании клинического обследования и опроса родителей 100 больных с врожденными пороками развития наружного и среднего уха было установлено, что даже при двустороннем поражеиии с тугоухостью тяжелой степени дети могут успешно учиться в школе, техникуме, институте. Очень показателен следующий факт. Дети с тяжелыми двусторонними поражениями развития, проживающие в крупных городах, где хорошо составлена сурдологическая и отиатрическая помощь, а также дети, обучающиеся в специализированных школах для тугоухих, учатся весьма успешно и в умственном развитии от здоровых сверстников отличаются мало.
Если же ребенку но оказывают вовремя специализированную помощь, то налицо выраженная и стойкая задержка интеллектуального развития.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Пороки развития уха":
  1. Степени тугоухости при врожденных пороках. Воздушная проводимость при аномалиях уха
  2. Костно-тканевое звукопроведение при врожденных пороках уха
  3. Типы нарушения слуха при пороках развития наружного и среднего уха
  4. Данные отоневрологического обследования, вестибулярная функция при пороках органа слуха
  5. Мягкое небо и стато-кинетические расстрофства при пороках развития органа слуха
  6. Рентгенологические исследования при пороках развития уха
  7. Височная кость при пороках развития уха. Аномалии барабанной полости и слуховых косточек на рентгенограмме
  8. Слуховая труба на рентгенограммах при пороках развития. Гипоплазия (недоразвитие) пирамиды височной кости
  9. Психосоматические нарушения при пороках развития уха. Интеллект при аномалиях органа слуха
  10. Оценка интеллектуального и речевого развития детей с пороками органа слуха

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: