Оценка интеллектуального и речевого развития детей с пороками органа слуха

Больной Сережа К, 7 лет, с двусторонней гипогенезией тяжелой степени. Мальчик застенчив, в контакт вступает но сразу. Громкую обращенную речь слышит на расстоянии 0,3—0,5 м от левого и правого уха. Понимает простую бытовую фразу, произнесенную медленно, четко и повторенную несколько раз. В собственной речи преобладают слова-действия — предикативная форма речи. В произношении не всегда сохраняет структуру слова, смазывает и недоговаривает окончания. Речь в целом оглушена, имеет специфическую для речи тугоухого интонацию. Звукопроизношение нарушено — боковой сигматизм, остальные группы звуков изолированно произносит чище, чем в словах. Интеллектуальное развитие мальчика отстает от нормы его возраста. Счет без ошибок только до 4.
Заключение: задержка речевого и интеллектуального развития на почве нарушения слуха.

Больная Галя Л., 6 лет 3 месяцев. Диагноз: двусторонняя гипогенезия средней степени. Девочка контактна, спокойна, не всегда равна в обращении, ориентируется в окружающей обстановке. Речь страдает во всех компонентах: словарь, грамматический строй, фонетика. Не знает названия многих бытовых предметов (умывальник, щетка, мочалка, вешалка, градусник и т. д.). В собственной речи преобладают одно-двусложные фразы. Смазанность речи проявляется неправильным произношением отдельных звуков, недоговариванием окончаний, перестановкой и опусканием звуков и целых слов. Не знает времени года, многих животных, некоторые фрукты и овощи. Примой счет с помощью логопеда в пределах 5.

Арифметические действия не может произвести в пределах 3. Имеются нарушения в звукоироизношении. Грубых ограничений в подвижности артикуляционного аппарата пет, но все днижения нечеткие, неотработанпые.
Заключение: вторичная задержка речевого и психического развития на почве нарушения слуха.

Таким образом, результаты обследования показали, что при двусторонних врожденных пороках развития наружного и среднего уха умственные и речевые задержки развития в большей части случаев можно считать следствием выраженного снижения слуха и педагогической запущенности.

развитие детей с пороками органа слуха

Выраженных нарушений физического развития у больных с врожденными пороками уха нам выявить не удалось. Особенностей в возникновении и течении заболеваний внутренних органов также не обнаружено.

При обследовании больных с врожденными пороками развития наружного и среднего уха обратило на себя внимание то, что они значительно чаще, чем все население, страдают хроническим гнойным средним и адгезивным отитом. Так, если, по современным статистическим данным (В. С. Кузнецов, М. И. Вольфкович и др.), каждое из этих заболеваний встречается у 1—1,5% от общего числа населения, то среди больных с врожденными пороками уха хронический гнойпый отит выявлен у 7%, а адгезивный — у 8% (с односторонним уродством было 11 человек, с двусторонним — 4).

Необходимо сразу же подчеркнуть, что хронический воспалительный или адгезивный процесс у большинства больных (у 10 из 11) при одностороннем врожденном поражении локализовался в ухе, по имеющем внешних признаков врожденного уродства. Среди больших с полным врожденным отсутствием наружного слухового прохода лишь у одного имелись рентгенологические указания па перенесенное воспаление среднего уха, которые были подтверждены объективно при хирургическом вмешательстве. У 4 больных с двусторонним врожденным недоразвитием наружного и среднего уха имела место слабо выраженная степень врожденной патологии — истинная микротия, сужение хрящевого и костного отделов наружного слухового прохода, недоразвитие барабанной перепонки и элементов среднего уха.

Наши исследования не подтверждают данных Ф. Заседателева, Л. Т. Левина, Bezold, которые на основании единичных наблюдений, описанных в литературе, высказывали предположение о возможности осложненного течения хронического гнойного среднего отита при врожденной атрезии наружного слухового прохода. Приведенные факты показывают, что, хотя тубарный путь проникновения инфекции и является весьма важным моментом в возникновении острого среднего отита, но для его возникновения и перехода в хроническую форму большое значение имеет морфологическое и анатомическое состояние структур среднего уха и наружного слухового прохода.

Можно думать, что наличие костной ткани на месте барабанной перепонки и наружного слухового прохода препятствует возникновению в нем острого гнойного процесса, устраняя ряд экзогенных факторов. Вследствие этого возможности развития хронического воспалительного процесса значительно уменьшаются.

Таким образом, изучение влияния врожденных пороков наружного и среднего уха на оргапизм в целом показывает, что степень этого воздействия различна при одностороннем и двустороннем поражении. При одностороннем поражении общее физическое, речевое и интеллектуальное развитие, как правило, но страдает; на первый плап выступают соображения косметического характера и синдром «ущербленности» (как следствие физического и функционального отсутствия одного из органов слуха). При двустороннем поражении очень часто выявляется нарушение в речевом и интеллектуальном развитии.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Пороки развития уха":
  1. Степени тугоухости при врожденных пороках. Воздушная проводимость при аномалиях уха
  2. Костно-тканевое звукопроведение при врожденных пороках уха
  3. Типы нарушения слуха при пороках развития наружного и среднего уха
  4. Данные отоневрологического обследования, вестибулярная функция при пороках органа слуха
  5. Мягкое небо и стато-кинетические расстрофства при пороках развития органа слуха
  6. Рентгенологические исследования при пороках развития уха
  7. Височная кость при пороках развития уха. Аномалии барабанной полости и слуховых косточек на рентгенограмме
  8. Слуховая труба на рентгенограммах при пороках развития. Гипоплазия (недоразвитие) пирамиды височной кости
  9. Психосоматические нарушения при пороках развития уха. Интеллект при аномалиях органа слуха
  10. Оценка интеллектуального и речевого развития детей с пороками органа слуха

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: