Техника взятия и удержания предметов протезами рук. Обучение
После освоения движений протезами необходимо приступать к обучению взятию и удержанию предметов одним и обоими протезами с края стола, а также непосредственно со стола, вначале правильной прямоугольной формы, среднего размера (относительно величины раскрытия пальцев), имеющих достаточную для свободного взятия толщину. Кисть при этом должна быть в среднем или пронироваином положении. Постепенно усложнять задание взятием предметов, требующих большого раскрытия пальцев, до максимального, а также плоских предметов, предметов различной формы, веса, размеров и упругости.
Для взятия предмета нужно наклонить туловище в противоположную сторону, немного повернуться в сторону выноса протеза и одновременно сделать надплечьем движение вперед.
Удержание предмета производится пассивно (пружинный схват). Для того чтобы положить предмет, нужно повторить движения, необходимые для взятия. После освоения взятия и удержания предметов можно приступить к выработке навыков самообслуживания: еде, питью, письму и др.
Еда ложкой. Взятие пищи осуществляется за счет движений туловища. После наполнения ложки ампутированный опирается дистальным отделом предплечья (или кистью) на стол, при значительном наклоне головы и туловища вперед пища берется с ложки ртом. Наполнять ложку легче движением от себя.
Сначала производится имитация движений взятия пищи и поднесения ко рту, затем упражнения в переливании жидкости из одной тарелки в другую, в поднесении наполненной ложки ко рту. При этом необходимо, чтобы ложка была полной и жидкость при перенесении ложки не проливалась.
После освоения этих упражнений еда осуществляется в столовой, вначале под контролем врача, сестры или методиста, в дальнейшем — самостоятельно.
При еде целесообразно фиксировать протез в локтевом шарнире под острым углом. После вычленения обеих конечностей взятие ложки осуществляется тремя способами.
а — взять ложку с края стола четырьмя пальцами сверху; б — зачерпнуть пищу; а — опираясь на край стола и наклоняясь вперед, взять пищу ртом.
I способ (наиболее простой). Кисть устанавливается в прониропаниое положение. Ручка ложки сдвигается с края стола и берется при расположении четырех пальцев сверху, первого снизу. Этот способ не всегда может быть применен, так как ложка в некоторых случаях недостаточно прочно удерживается между пальцами.
II способ. Ручка ложки вводится в промежуток между вторым и третьим пальцами при удержании ее ртом.
III способ. Взятие ложки осуществляется при активном участии обоих протезов; при этом вспомогательным протезом производится нажим на носок ложки. Приподнятая от стола ручка вводится в промежуток между вторым и третьим пальцами над первым основного протеза. При дальнейшем нажиме на углубление ложки и удержании от скольжения ручка глубже вводится между пальцами. Затем опорой о стол или другим протезом ложка устанавливается в удобное положение. При взятии ложки этим способом кисть находится в среднем положении.
- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Техника питья, письма протезами рук после вычленения плеч. Обучение"
Оглавление темы "Обучение пользованию протезами рук":- Факторы влияющие на обучение пользованию протезами рук после ампутации. Принципы
- Обучение движениям протезами рук после вычленения плеч. Техника
- Техника взятия и удержания предметов протезами рук. Обучение
- Техника питья, письма протезами рук после вычленения плеч. Обучение
- Одевание, снятие протезов после ампутации плеч. Техника
- Обучение движениям протезами после ампутации плеч. Техника еды ложкой, питья, причесывания
- Чистка зубов, умывание, письмо протезами после ампутации плеч. Техника
- Чага: лечебные свойства и противопоказания гриба
- Надевание и снимание одежды протезами после ампутации плеч. Техника
- Обучение пользованию протезами предплечий после ампутации. Техника
- Еда, причесывание, умывание протезами предплечий после ампутации. Техника