Факторы влияющие на обучение пользованию протезами рук после ампутации. Принципы
Методика излагается с учетом уровня ампутации и первичного снабжения активными протезами, разработанными в научно-исследовательском институте протезирования инженером Воронцовым. Принципиальная схема движений этих протезов в основном не отличается от протезов других конструкций, а в функциональном отношении является более совершенной. Кроме того, методика излагается с учетом, что после ампутации обеих конечностей в пределах одного сегмента ведущим протезом является правый (у правшей); после ампутации на уровне разных сегментов ведущим является протез конечности, усеченной более дистально. Основные принципы обучения распространяются и на другие конструкции протезов рук.
В каждой статье вначале описываются способы надевания протезов, затем — освоение основных движений и, наконец, методика выработки навыков самообслуживания. Учитывая, что образование навыка пользования протезами верхних конечностей, как и навыка ходьбы, проходит три стадии, в первое время пользования протезами следует обращать особое внимание на точность выполнения движений, на своевременное исправление неправильных, избыточных движений. Поэтому занятия по освоению движений протезов, взятию и удержанию предметов, основных элементов самообслуживания проводятся индивидуально с каждым ампутированным. При этом обращается внимание на выполнение каждого движения с возможно полной амплитудой и за счет соответствующих силовых источников. Целесообразно для контроля правильности выполнения движений проводить их перед зеркалом.
Наряду с непосредственным освоением протезов, на протяжении всего периода обучения применяются упражнения с целью развития силы, выносливости, координации, мышечно-суставного чувства и т. д. Занятия проводятся два раза в день. Первое заключается в тренировке в письме.
Сроки обучения пользованию протезами различны и зависят от возраста, общего состояния ампутированного, состояния культи, причины и уровня ампутации, а также от целенаправленности, сознательного отношения ампутированного, его активного участия в процессе освоения протезов.
Наиболее длительным является процесс выработки навыка письма. К обучению письма необходимо приступать в первые дни после получения протезов. Освоение письма происходит в более короткие сроки, если предварительно проводилась тренировка в письме посредством манжетки или другого приспособления.
При обучении письму бумага закрепляется специальным металлическим угольником, планкой иди протезом. В первые дни лучше пользоваться пером «уточка», с тупым кончиком, и тетрадью с косыми линейками. Обучение письму начинается с написания палочек, элементов букв, написания букв с одинаковыми элементами, коротких слов. Одновременно с третьего — пятого дня дается списывание текста с короткими словами и фразами, время тренировки увеличивается.
Необходимо с самого начала стремиться писать медленно, соблюдая одинаковый наклон, форму, размеры букв, линейность строки, одинаковое расстояние между буквами и словами.
Наряду с обучением письму, для улучшения координации проводится тренировка в рисовании, черчении линий, фигур, раскрашивании карандашами и красками и др.
Обучение детей пользованию протезами имеет особенности и требует несколько иного подхода.
Двигательные реакции в детском возрасте характеризуются большей генерализованностью, непостоянностью и меньшей устойчивостью, чем у взрослых.
Занятия с детьми следует проводить 2—3 раза вдень в кабинете лечебной физкультуры или в палате под контролем методиста. Но для успешного освоения протезов только одних специальных занятий недостаточно.
Процессу обучения пользованию протезами и привитию навыков самообслуживания в режиме дня детей: должно уделяться ср стороны обслуживающего персонала достаточно внимания: персонал должен постоянно контролировать правильность пользования протезами (во время еды, письма, утреннего туалета), правильность ходьбы и Давать ребенку своевременные указания, а также помогать ему.
Учитывая быструю утомляемость детей, продолжительность урока следует несколько уменьшить (до 20— 30 минут), в специальные упражнения все время вносить элементы разнообразия, а также чаще делать кратковременные паузы для отдыха.
При разучивании упражнений, особенно в первые дни и у детей дошкольного возраста, необходима больше пользоваться методом показа и выполнения упражнений одновременно с методистом (например, ходьба за; руку перед зеркалом). В занятиях с детьми широко используются упражнения имитационного характера и поощрения. При обучении письму применяется иллюстрированная литература, раскрашивание фигур, рисунков. Дети дошкольного возраста обучаются рисованию и раскрашиванию.
Учитывая гибкость и рост детского скелета, при освоении письма и рисовании следует особенно тщательно вырабатывать правильную осанку для предотвращения дефектов и искривлений позвоночника. По этой же причине освоение протезов, особенно в дошкольном возрасте, нужно производить после подгонки протезов.
Неправильная подгонка гильз и тяг (протезов верхних конечностей) является одной из причин невозможности освоить протез.
В дошкольном возрасте при обучении пользованию протезами верхних конечностей целесообразно вначале освоить более простые движения протезом и связанные с ним действия, а затем более сложные. Например, при обучении пользованию протезами плеча сначала надо освоить сгибание в локтевом шарнире и только после этого приступить к освоению движений кистью. Требовать выполнения движений протезом сразу — для ребенка задача непосильная.
При обучении же ходьбе на протезах следует ocoбoe внимание уделять разучиванию элементов шага.
Обучение пользованию протезами детей среднего и старшего возраста производится по методике, описанной для взрослых.
- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Обучение движениям протезами рук после вычленения плеч. Техника"
Оглавление темы "Обучение пользованию протезами рук":- Факторы влияющие на обучение пользованию протезами рук после ампутации. Принципы
- Обучение движениям протезами рук после вычленения плеч. Техника
- Техника взятия и удержания предметов протезами рук. Обучение
- Техника питья, письма протезами рук после вычленения плеч. Обучение
- Одевание, снятие протезов после ампутации плеч. Техника
- Обучение движениям протезами после ампутации плеч. Техника еды ложкой, питья, причесывания
- Чистка зубов, умывание, письмо протезами после ампутации плеч. Техника
- Надевание и снимание одежды протезами после ампутации плеч. Техника
- Обучение пользованию протезами предплечий после ампутации. Техника
- Еда, причесывание, умывание протезами предплечий после ампутации. Техника