Обучение движениям протезами после ампутации плеч. Техника еды ложкой, питья, причесывания
Обучение движениям протезами производится сначала одним, потом другим протезом, а также двумя протезами одновременно. Вначале разучивается каждое движение отдельно, затем осваиваются более сложные движения.
В первое время они выполняются стоя, в дальнейшем — сидя.
Целесообразно разучивание движений производить перед зеркалом. После освоения основных движений протезами производится обучение взятию предметов — сначала правильной формы, имеющих толщину и соответствующих среднему раскрытию пальцев, затем различных по величине, форме, упругости и весу.
Обучение взятию предметов производится непосредственно со стола и с края стола (плоских и др.). При взятию предметов со стола кисть в большинстве случаев устанавливается в пронированное положение.
Одновременно с обучением взятию предметов производится тренировка в удержания их, перемещении в различных направлениях, в захвате и удержании предметов двумя протезами, в передаче предметов из одного протеза в другой. Взятие предметов осуществляется за счет выноса культи вперед при одновременном опускании надплечья. После освоения движений протезами И взятия различных предметов производится выработка навыков самообслуживания: еды, питья, элементов утреннего туалета, одевания и т. д.
а — взять ложку четырьмя пальцами сверху; б — зачерпнуть пищу; в — поднести ложку ко рту.
Еда ложкой. Осуществляется за счет движений в плечевом суставе при некотором наклоне головы и туловища вперед. Обучение еде ложкой начинается с имитации движений взятия пищи и поднесения ко рту, затем производится взятие и переливание жидкости из одного сосуда в другой. После освоения наполнения ложки и поднесения ко рту осуществляется еда в палате под контролем врача, сестры или методиста, затем самостоятельная тренировка в столовой.
Для взятия ложки не. следует пользоваться ртом; этот, процесс довольно легко осваивается при одновременном действии обоих протезов. Наиболее удобны следующие два способа взятия ложки:
I способ. При удержании ложки между первым и остальными пальцами. Кисть пропирована. Ложка берется с края стола (или непосредственно со стола). Опорой о край стола или другим протезом устанавливается в удобное положение.
а — взятие стакана; б — питье.
II способ. При удержании ложки в промежутке между вторым и третьим пальцами. Этот способ взятия ложки сложнее и требует больших усилий ампутированного. Вспомогательным протезом производится нажим на носок ложки. В этот момент ручка поднимается от стола и вводится в промежуток между вторым и третьим пальцами над первым основного протеза. При дальнейшем нажиме на углубление ложки и удержании от скольжения ручка глубже вводится между пальцами. После этого опорой о стол или другим протезом ложке придается удобное положение. Наполнение ложки лучше производить движением ложки от себя. Поднесение пищи ко рту осуществляется с опорой предплечьем протеза о стол.
Еда вилкой. Взятие и удержание вилки протезом производится подобно взятию и удержанию ложки, но кисть устанавливается в положение большей пронации. Обучение начинается с имитации взятия пищи и поднесения ко рту, затем производится еда в палате под контролем, в дальнейшем — еда в столовой.
Питье. Осуществляется за счет движений плечевого сустава и позвоночника. При достаточном активном раскрытии пальцев стакан берется сбоку, при недостаточном — сверху-сбоку, за счет дополнительного пассивного разведения пальцев. Другим протезом стакан придерживается от скольжения но столу. При питье кисть находится в среднем положении, опора предплечьем о стол не (обязательна.
f — взять расческу четырьмя пальцами сверху; б — причесаться.
Причесывание. Осуществляется за счет движений надплечьем, в плечевом суставе и шейном отделе позвоночника. Ручка расчески сдвигается за край стола. Расческа зубцами может быть обращена вправо или влево. При расположении ее зубцами в сторону другого протеза кисть устанавливается в пронированное положение. Ручка удерживается после взятия первым и остальными пальцами (четыре пальца сверху). При расположении расчески зубцами от другого протеза кисть устанавливается в среднее или несколько супинированное положение. Ручка удерживается после взятия между первым и остальными пальцами в положении четырех пальцев снизу.
При расчесывании предплечье протеза может придерживаться снизу другим протезом. Удобное положение расчески достигается ротацией плеча или кисти.
- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Чистка зубов, умывание, письмо протезами после ампутации плеч. Техника"
Оглавление темы "Обучение пользованию протезами рук":- Факторы влияющие на обучение пользованию протезами рук после ампутации. Принципы
- Обучение движениям протезами рук после вычленения плеч. Техника
- Техника взятия и удержания предметов протезами рук. Обучение
- Техника питья, письма протезами рук после вычленения плеч. Обучение
- Одевание, снятие протезов после ампутации плеч. Техника
- Обучение движениям протезами после ампутации плеч. Техника еды ложкой, питья, причесывания
- Чистка зубов, умывание, письмо протезами после ампутации плеч. Техника
- Надевание и снимание одежды протезами после ампутации плеч. Техника
- Обучение пользованию протезами предплечий после ампутации. Техника
- Еда, причесывание, умывание протезами предплечий после ампутации. Техника