Объективная аудиометрия. Исследование слуха кожно-гальваническим рефлексом
В основе объективной аудиометрии лежит использование возникающих в ответ на звуковое раздражение реакций центральной нервной системы для суждения о наличии и степени восприятия того или иного звука. Безусловные рефлекторные реакции, вызываемые звуковыми раздражителями, ауропальпебральный (мигательный) рефлекс В. М. Бехтерева, ауропупиллярный (улитково-зрачковый) рефлекс Н. Л. Шурыгина были описаны и применены в клинике более 50 лет назад.
По наблюдениям старых авторов, эти рефлексы появляются на звуки, значительно превышающие порог, непостоянны и поэтому не могут быть использованы для количественного исследования слуховой функции. Однако в результате усовершенствования методики исследования этих рефлексов выявилась, по новейшим данным, возможность применения их для объективного исследования слуха.
Фотоэлектрическая регистрация мигательного рефлекса, разработанная Р. А. Авакяном, позволяет определить скрытый период, амплитуду и длительность рефлекса.
Для объективного исследования слуха нашли применение сосудодвигательная реакция (плетизмографическая запись) и кожно-гальваническая реакция на звуковое раздражение.
Объективное исследование, слуха с помощью кожно-галь-ванического рефлекса, по-видимому, получило всеобщее признание.
Кожно-гальванический рефлекс при слуховых раздражениях является вегетативным компонентом ориентировочной реакции, и он быстро угасает при повторных раздражениях. Как Хя.рди и Бордли (Hardy и Bordley), так и Г. В. Гершуни для ликвидации крупного недочета — быстрого угасания реакции при повторных раздражениях — сочетали во времени звуковые раздражения с болевым электрокожным раздражителем, вызывающим кожпо-гальванический рефлекс. После небольшого числа сочетаний вырабатывался условный рефлекс на звуковые раздражения, т. е. уже один звук вызывал кожно-гальваническую реакцию.
Объективные аудиометрические данные, полученные этим методом, почти полностью совпадали с субъективными данными по словесным ответам.
Методика регистрации кожно-гальванического рефлекса с успехом используется для исследования слуха как у маленьких детей, начиная с 6—7 месяцев, так и у детей более старшего возраста.
Объективное исследование функции слуха наиболее успешно может быть проведено путем использования условнорефлскторных реакций. Этот метод был нами совместно с физиологом И. Л. Губарь усовершенствован.
Большое значение имеет объективная аудиомстрия для установления наличия слуха у детей в раннем возрасте и определения остроты слуха у детей более старшего возраста. Изменения остроты слуха по мере развития ребенка еще недостаточно изучены, хотя имеется ряд отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению этого вопроса. В основе развития речи — второй сигнальной системы — лежит условпорефлекторная деятельность — образование все новых и новых условнорефлекторных связей. Начиная с 3 лет, возможно исследовать остроту слуха на тоны и речь и выявить разницу между порогами слышимости тонов и речи. В основе речевой и тональной аудиометрии в этом возрасте лежит применение условнорефлекторной методики исследования.
Предложен ряд способов исследования слуха у маленьких детей при помощи условных рефлексов. Дике и Голлпайк (Dix и Hollpike) ввели в практику метод, получивший довольно широкое распространение. Ребенка подводят к ящику с окошечком, рядом находится громкоговоритель и кнопка. Ребенку объясняют: как только он услышит звук, необходимо нажать кнопку и при этом в окошечке появится интересная картинка. Первоначально очень громкие звуки быстро сменяются все менее интенсивными, пока ребенок не перестает реагировать на них. Исследование можно провести в течение 10—15 минут.
- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"
Оглавление темы "Нарушения слуха":- Нарушения слуха после огнестрельного ранения. Ранения уха
- Электротравма органа слуха. Нарушение слуха после поражения током
- Нарушение слуха при алиментарной дистрофии (голодании). Врожденная глухота
- Корь как причина врожденной глухоты. Лекарственные и бытовые причины нарушения слуха
- Диагностика тугоухости и ее проблемы
- Исследование слуха камертонами. Тональная аудиометрия
- Преимущества и недостатки аудиометрии. Речевая аудиометрия
- Методика речевой аудиометрии. Оценка слуха словами, предложениями
- Сопоставление данных тональной и речевой аудиометрии. Факторы влияющие на распознавание речи
- Объективная аудиометрия. Исследование слуха кожно-гальваническим рефлексом