Сопоставление данных тональной и речевой аудиометрии. Факторы влияющие на распознавание речи
Для диагностики, как увидим ниже, имеет большое значение сопоставление данных тональной и речевой аудиометрии. По данным О. В. Соловей, пороги слышимости при речевой аудиометрии превышают тональный порог в области частот 500, 1000 и 2000 колебаний в секунду на 9—12 дб. При равномерно нарушенном слухе на тоны отношения между речевыми и тональными порогами, по этому автору, остаются теми же, что и в норме.
При неравномерно нарушенном слухе нормальные взаимоотношения сохраняются между речевыми порогами и лучшими тональными порогами в области речевых частот.
Приведенные утверждения, по-видимому, объясняются тем, что под наблюдением автора не было разнообразных клинических форм поражения слуховой функции. В клинике же хорошо известны значительные расхождения между восприятием речи и чистых тонов; на этом положении мы остановимся подробно ниже.
Интересные данные о тональных и речевых порогах у детей с нормальным слухом и тугоухих представлены А. Д. Коган, К. П. Покрываловой и другими авторами. По А. Д. Коган, у детей 6,5—9,5 лет тональные пороги выше, чем у взрослых, на 1—8 дб на разных частотах; речевые же пороги— на 12—15 дб. У детей 10,5—12 лет пороги понимания слов превышают уровень порогов взрослых лишь на 4—7 дб. Более высокие пороги слуха на тоны и речь у детей младшего возраста и расхождение остроты слуха на тоны и слова автор объясняет более низкой возбудимостью и работоспособностью корковых клеток и недостаточной отработанностью сложных процессов анализа и синтеза.
Соотношения между остротой слуха на тоны и речь у детей 4—11 лет, страдающих тугоухостью, по К. П. Покрываловой, такие же, как у нормально слышащих детей.
Однако такие соотношения наблюдаются, очевидно, лишь в тех случаях, когда ребенок, страдающий тугоухостью, не имеет заметных отклонений в речевом развитии. Как показали исследования Л. В. Неймана, тугоухие дети с резкими нарушениями развития речи хуже различают на слух элементы речи (фонемы, слова), чем дети с таким же тональным слухом, но с более развитой речью. Другими словами, при одинаковых тональных аудиограммах речевые аудиограммы у детей, страдающих тугоухостью, могут быть различными В зависимости от уровня речевого развития.
Исследование способности больного различать звуки речи имеет большое значение для клиники. При нарушениях слуха некоторые входящие в речь частоты могут не восприниматься, другие могут восприниматься с искаженной частотой или относительно громче, или тише, что приводит к ухудшению понимания речи.
Разумеется, что понимание речи зависит от особенностей голоса чтеца (дикция, дефекты произношения), связности речи, степени знакомства больного с речевым материалом, его интеллектуального уровня развития, образования, эмоционального и физического состояния и т. д.
Исследование различения речи должно проводиться на оптимальном уровне громкости. В зависимости от применяемого речевого материала этот уровень лежит на 20—60 дб выше порога восприятия речи. Степень различения повседневной разговорной речи в американской литературе предложено считать индексом социальной адекватности слуха. Этот индекс определяется процентом слов, которые могут быть правильно поняты больным при шепотной, разговорной и громкой речи (35, 70 и 85 дб).
Нормально слышащий воспроизводит 100% речевого материала при интенсивности 35 дб. Его индекс равен 100. Индекс социальной адекватности является одним из методов установления профессиональной пригодности. Слух можно считать пригодным для успешной работы в условиях необходимости постоянного речевого общения, если повседневная речь хорошо воспринимается на расстоянии 1 м (приблизительно 45 дб потери слуха). Если необходимо дальнейшее уменьшение расстояния, практическое значение слуха резко падает, а при необходимом расстоянии 10—15 см можно говорить о глухоте.
- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"
Оглавление темы "Нарушения слуха":- Нарушения слуха после огнестрельного ранения. Ранения уха
- Электротравма органа слуха. Нарушение слуха после поражения током
- Нарушение слуха при алиментарной дистрофии (голодании). Врожденная глухота
- Корь как причина врожденной глухоты. Лекарственные и бытовые причины нарушения слуха
- Диагностика тугоухости и ее проблемы
- Исследование слуха камертонами. Тональная аудиометрия
- Преимущества и недостатки аудиометрии. Речевая аудиометрия
- Методика речевой аудиометрии. Оценка слуха словами, предложениями
- Сопоставление данных тональной и речевой аудиометрии. Факторы влияющие на распознавание речи
- Объективная аудиометрия. Исследование слуха кожно-гальваническим рефлексом