Развитие интеллекта. Нарушение обучения.
Интеллект определяется как способность воспринимать новую информацию, обдумывать и решать проблемы. Большинство психологов рассматривают его как единую психическую функцию, зависящую от деятельности межуточного мозга и коры головного мозга. Более детальный анализ интеллекта показывает, что он включает различные составляющие, такие как внимание, мотивации, речевые и математические способности, память и т. д., которые имеют относительную локализацию, как отмечалось в нашей статье.
Общий интеллект и его отдельные компоненты формируются медленно, от рождения до позднего подросткового периода. Хотя скорость развития и достигаемые уровни в значительной мере генетически детерминированы (вероятна полигенная наследственность), качественное обучение и домашнее воспитание, несомненно, способствуют развитию интеллекта.
Очевидно, что люди значительно различаются по уровню интеллекта. При измерении последнего стандартными вербальными и невербальными методами (коэффициент интеллекта, или IQ) данные, полученные на больших популяциях детей, распределились согласно гауссовской кривой. Также известно, что от родителей с высоким интеллектом рождаются высокоинтеллектуальные дети. Наличие некоторых Х-сцепленных видов задержки умственного развития свидетельствует, что наследственный компонент интеллекта заложен в Х-хромосоме.
Среди людей с наибольшим IQ появляются гении, а наименьший коэффициент имеется в группе людей со сниженным интеллектом, которая включает 1-3 % популяции. В большинстве случаев у их родителей такой же низкий коэффициент интеллекта. Но так как эти родители обычно находятся на самой низшей экономической ступени общества и часто проживают в соответствующей среде, трудно разделить влияние генов и внешней среды на потомство. Этих людей относят к личностям с задержкой социального и культурного развития. Необходимо отличать их от больных с тяжелой задержкой развития, что обсуждается в нашей статье.
Вышеприведенные замечания относительно задержки социального и культурного развития относятся и к проблеме обучения детей и их способности к учебе. В большинстве общеобразовательных школ приблизительно 15 % учащихся не достигают нормального развития. В этом могут играть роль психосоциальные факторы, такие как отсутствие хорошего преподавания, неблагоприятное влияние со стороны домашних и соседей. Однако во многих случаях более важны пограничный с нормой уровень интеллекта, неспособность усваивать информацию или незначительные дефекты чтения и счета.
Также может мешать обучению чрезмерная двигательная активность, частая у мальчиков (синдром дефицита внимания и гиперактивность). Такие дети чрезмерно активные, импульсивные, невнимательные, рассеянные, нетерпеливые и легко возбудимые. Это специфическое нарушение также относится к изолированным генетически детерминированным задержкам развития.
Для коррекции нарушений обучения требуются совместные усилия семьи и преподавателей. При некоторых вариантах гиперактивности может помочь назначение лекарственных препаратов, таких как метилфенидат (5-10 мг три раза в день) или декстроамфетамин (2,5-5 мг три раза в день).
Половое развитие
Врачи часто сталкиваются с проблемами, связанными с половым поведением. Как и в случае первой менструации, нет единого времени наступления полового развития и существуют значительные индивидуальные колебания. Около 10 % населения не приобретают более приемлемую с биологической точки зрения гетеросексуальную ориентацию. Большая часть из них — гомосексуалисты, то есть эротической привлекательностью для них во взрослом возрасте обладают лица того же пола. По последним данным, частота гомосексуалистов среди мужчин и женщин колеблется от 1 до 5 %.
Причина гомосексуальности неизвестна. Согласно наиболее обоснованной гипотезе, существуют различия или вариации в генетическом строении незрелой нервной системы (гипоталамус), которые обуславливают половые предпочтения в раннем возрасте. Важно наблюдение, что преоптическая зона больше у гетеросексуальных мужчин, чем у женщин и гомосексуальных мужчин. Кроме того, отмечается, что скоплений нейронов в интерстициальном ядре гипоталамуса у гетеросексуальных мужчин в 2-3 раза больше, чем у гомосексуальных.
Эти данные, которые еще требуют подтверждения, поддерживают точку зрения, что гомосексуальность имеет биологическую основу. Продолжаются генетические исследования в этом направлении. Около 57 % однояйцовых близнецов (и 13 % братьев) гомосексуальных мужчин также гомосексуальны. Наследуемость мужской гомосексуальности, предположительно, передается по материнской линии через ген Х-хромосомы.
- Читать далее "Развитие личности. Нарушение социального развития. Нарушения умственного развития."
Оглавление темы "Патология гипоталамуса. Развитие нервной системы.":1. Гипоталамус. Функции и значение гипоталамуса.
2. Несахарный диабет. Синдром неадекватной секреции АДГ.
3. Мозговой сольтеряющий синдром. Пангипопитуитаризм - болезнь Симмондса.
4. Нарушения роста. Болезнь Кушинга. Синдром Кушинга. Кушингоид.
5. Эпифиз и мелатонин. Особенности развития нервной системы.
6. Норма развития нервной системы. Патологическое развитие нервной системы.
7. Задержка двигательного развития. Признаки задержки двигательного развития.
8. Задержка сенсорного развития. Изолированные нарушения развития нервной системы.
9. Развитие интеллекта. Нарушение обучения.
10. Развитие личности. Нарушение социального развития. Нарушения умственного развития.