Норма развития нервной системы. Патологическое развитие нервной системы.
В норме функции нервной системы формируются в неонатальном периоде, младенческом и детском возрасте в достаточно определенной последовательности. На основании обследования большого числа здоровых младенцев детским неврологам и психологам удалось создать таблицу возрастных норм развития нервной системы с поправками на индивидуальные особенности.
Сравнивая возраст больного на момент приобретения определенных навыков поведения со стандартной шкалой в этой возрастной группе, можно оценить показатели его развития. Конечно, следует делать поправку на влияние сопутствующих заболеваний и социального окружения. Основные показатели нормального развития представлены в таблице.
Экзогенные и эндогенные факторы могут оказать отрицательное воздействие на нервную систему задолго до рождения. О времени их воздействия и в некоторой степени о природе внутриутробных заболеваний можно судить только после рождения при сравнении данных физикального обследования и функциональных возможностей ребенка с нормальными показателями функции ствола головного мозга и спинномозговых рефлексов у новорожденного.
В этом аспекте помогает знание процессов эмбрионального развития: стадия, на которой остановилось развитие, указывает на время заболевания. Время и сущность основных этапов развития нервной системы плода составляют основу тератологии (науки о врожденных пороках развития).
Наиболее ключевые процессы адаптации происходят в момент рождения, когда ребенок появляется на свет и должен существовать независимо от организма матери. В этот момент головной мозг испытывает чрезвычайные нафузки при прохождении плода через родовые пути. Когда пуповина пересекается, сердце должно обеспечить достаточную циркуляцию крови для снабжения органов кислородом.
Кровоснабжение может быть неадекватным за счет недостаточной работы сердца, однако чаще всего — из-за недоношенности и нарушений дыхания и иногда вследствие незаращения °вального окна или артериального протока, что вызывает необратимое повреждение головного мозга из-за гипоксии и ишемии. Позднее такие младенцы страдают детским церебральным параличом и задержкой умственного развития.
Нарушения нормального развития представлены замедлением или остановкой развития либо снижением уровня функционального развития, который уже был достигнут. Первый вариант вызван непрогрессирующим генетическим заболеванием. Второй вариант — регрессия после периода нормального развития — отчетливо указывает на активное в настоящий момент заболевание. Единственными исключениями являются случаи, при которых повреждение или заболевание возникают в то время, когда нервная система еще недостаточно развита, чтобы обнаружить неврологические симптомы.
В это время обследование может не обнаружить каких-либо отклонений от нормы, но они появляются на более поздней стадии развития, когда поврежденные структуры задействуются для нормального функционирования организма. Например, врожденный гемипарез обычно не диагностируется до 5—6-месячного возраста, когда корково-спинальные пути в достаточной степени миелинизируются и начинают функционировать.
- Читать далее "Задержка двигательного развития. Признаки задержки двигательного развития."
Оглавление темы "Патология гипоталамуса. Развитие нервной системы.":1. Гипоталамус. Функции и значение гипоталамуса.
2. Несахарный диабет. Синдром неадекватной секреции АДГ.
3. Мозговой сольтеряющий синдром. Пангипопитуитаризм - болезнь Симмондса.
4. Нарушения роста. Болезнь Кушинга. Синдром Кушинга. Кушингоид.
5. Эпифиз и мелатонин. Особенности развития нервной системы.
6. Норма развития нервной системы. Патологическое развитие нервной системы.
7. Задержка двигательного развития. Признаки задержки двигательного развития.
8. Задержка сенсорного развития. Изолированные нарушения развития нервной системы.
9. Развитие интеллекта. Нарушение обучения.
10. Развитие личности. Нарушение социального развития. Нарушения умственного развития.