История развития травматологической системы. Формирование травматологической помощи на западе

Необходимость травматологической системы кажется очевидной и интуитивно понятной. Однако травма до сих пор не признана процессом, аналогичным другим заболеваниям. Многие люди до сих пор продолжают считать травмы несчастными случаями. На самом же деле это эпидемия, затрагивающая все возрастные группы и ведущая к разрушительным человеческим, психологическим и экономическим последствиям. Недавние подсчеты позволили оценить общую сумму расходов, связанных с травмами, в США: они составили примерно 260 млрд долларов в год.
Но поскольку травма связана с поведением конкретного человека, повреждение зачастую является предсказуемым, а значит, предотвратимым.

Современный подход к лечению травм основывается на уроках, усвоенных в периоды военных конфликтов. Прогресс в развитии скоростного транспорта, увеличение количества выживших, улучшение качества лечения ран при сочетанных травмах, развитие хирургической помощи тяжелораненым, первые шаги в развитии лечебного питания, развитие профилактики тромбозов глубоких вен — все это стало возможным благодаря военному опыту.

В 1949 г. был создан Комитет по травме Американского колледжа хирургов (American College of Surgeons Committee on Trauma, далее ACSCOT). Он вырос из Комитета по лечению переломов, основанного в 1922 г. В 1961 г. в Университете Мериленда был открыт особый травматологический факультет. В 1966 г. Национальная академия наук и Национальный научный совет опубликовали важное официальное издание, названное «Смертность и инвалидность в результате несчастных случаев: запущенная болезнь современного общества».

Результатом опубликования этого документа стало развитие и пропаганда систем оказания травматологической помощи. Эта публикация повысила осведомленность общества и привела к тому, что необходимость развития травматологических систем была признана на федеральном уровне. Были сформированы сразу два травматологических центра одновременно: в Чикаго и в Сан-Франциско.

В 1971 г. создание травматологических центров регламентировалось законодательством штата Иллинойс. В 1973 г. инициативу подхватили в Мериленде, где был основан Институт неотложной медицины — первая полностью укомплектованная зонированная система в масштабе штата. В 1981 г. в Вирджинии была создана травматологическая система штата, основанная на работе волонтеров и опирающаяся на государственные стандарты, определенные ACSCOT.

В 1973 г. получил статус закона «Акт о системах оказания неотложной помощи», гарантирующий финансовую поддержку и руководство развитием местных систем EMS (Emergency Medical Services). В дополнение к этому начали применяться догоспитальные системы помощи, в масштабе штатов и на местном уровне, для доставки пациентов в крупные больницы, где им могут обеспечить надлежащую помощь. Программам оказания догоспитальной помощи был придан официальный статус и созданы обучающие программы для парамедиков и специалистов службы неотложной помощи.

травматологическая помощь

В то время большинство клиник при медицинских учебных заведениях являлись региональными травматологическими центрами. Благодаря поддержке научного сообщества, деятельность этих центров развивала районированную систему оказания помощи.

В 1976 г. рабочая группа ACSCOT опубликовала работу «Оптимальные ресурсы больниц для оказания помощи тяжелым пациентам», которая устанавливала стандарты оценки качества оказания помощи. В этом документе впервые были выделены особые критерии, по которым больницам присваивался статус травматологического центра. Этот документ периодически пересматривается; на государственном и международном уровне он является стандартом для лечебных учреждений, которые стремятся стать травматологическими центрами.

Его современная версия, которая носит название «Ресурсы для оказания помощи пострадавшим пациентам на оптимальном уровне», была опубликована в 2006 г. В этой публикации описываются необходимые критерии, которым должен удовлетворять добольничный и травматологический персонал, а также устанавливается важность постоянного контроля качества.

В дополнение к стандарту ACSCOT разработал в 1980 г. курс под названием «Интенсивная терапия на догоспитальном этапе» (Advanced Trauma Life Support, ATLS), что способствовало унификации мер первой помощи и созданию общего языка для всех, кто занимается оказанием помощи.

В 1985 г. Национальный научно-исследовательский совет и Институт медицины опубликовали работу под названием «Травматизм в Америке: актуальная проблема здравоохранения». Авторы этого документа пришли к выводу, что, несмотря на значительные финансовые вложения в развитие травматологических систем, в облегчении последствий травм достигнут лишь небольшой прогресс.

Была вновь подчеркнута необходимость инвестиций в проведение эпидемиологических исследований и в профилактику травм. Документ возымел действие: в качестве базы для научно-исследовательского центра по травмам был выбран Центр контроля заболеваемости (Centers for Disease Control, CDC), что позволило координировать контроль над травмами, профилактику повреждений и все остальные аспекты травматологической помощи на государственном уровне.

травматологическая помощь

В 1987 г. ACSCOT предложил контрольную/консультационную программу, согласно которой для развития травматологической системы и создания травматологических центров предоставлялись дополнительные ресурсы. Позднее ACSCOT опубликовал работу под названием «Консультации по травматологическим системам», которая стала руководством при их оценке и совершенствовании.

В 1987 г. Американский колледж врачей неотложной помощи (American College of Emergency Physicians, АСЕР) опубликовал «Руководство для систем травматологической помощи». В этом документе был сделан акцент на непрерывность травматологической помощи, в нем также были выделены основные критерии которым должны были соответствовать все системы оказания травматологической помощи.

В 1988 г. Национальное управление безопасности дорожного движения (National Highway Safety Administration, NTHSA) разработало Государственную программу технической оценки служб EMS, а также Курс по развитию травматологических систем. Оба эти нововведения оказались важнейшими инструментами для оценки как эффективности компонентов травматологических систем, так и развития всей системы в целом. NTHSA также разработала стандарты качества для EMS, включая и травматологическую помощь.

В соответствии с этими стандартами, система оказания травматологической помощи должна находиться в тесном взаимодействии с системой EMS штата, а также иметь свою особую законодательную базу. Системы оказания травматологической помощи должны включать в себя следующие компоненты: специализированные травматологические центры, средства по перевозке и сортировке пострадавших, системы учета и записи травм, а также мероприятия, направленные на просветительскую работу с населением и профилактику травм.

В 1990 г. Актом о разработке и развитии травматологических систем было создано Отделение травматологии и EMS (Division of Trauma and EMS = DTEMS) в рамках Управления по ресурсам и службам здравоохранения (Health Resources and Services Administration, HRSA) для повышения качества неотложной помощи и травматологического лечения.

К сожалению, с 1995 до 2000 гг. эта программа не получала финансирования во многих штатах, где в тот период формировалась система травматологической помощи. Заслуживают упоминания две инициативы, ставшие следствием Акта:
1) на конкурсной основе штатам предоставлялись гранты для разработки собственных травматологических систем;
2) был опубликован План типовой травматологической системы как общий для всех документ, содержащий неполитический подход к оценке прогресса в развитии травматологических систем и стандарты их распространения. Финансирование вышеупомянутой программы возобновилось в 2001 г.; в 2006 г. ассигнования прекратились. В настоящее время для нее готовится новая законодательная база. Новейший документ, касающийся планирования травматологических систем, использует модель общественного здравоохранения для оценки, разработки стратегий и анализа результатов. При надлежащем уровне государственного финансирования этот подход будет очень успешным.

Существуют определенные критерии, которым должны соответствовать государственные системы EMS и травматологические системы. Первый шаг — создание законодательной базы для развития конкретной системы. Обычно это требует законотворческой работы на уровне штата или на местном уровне, что входит в компетенцию государственных органов. Следующий шаг — обоснование необходимости такой системы. Как правило, оно готовится на местном уровне по итогам обзора исходов несчастных случаев по региону.

Традиционно такие обзоры сфокусированы на предотвратимых смертях. Ключевую роль в повышении стандартов оказания помощи играют хирурги: от них требуется как руководство, так и активная личная заинтересованность.
Специализированное учреждение совместно с местными хирургами-травматологами и остальным медицинским персоналом разрабатывают параметры травматологической системы, определяют, какие учреждения будут специализированными травматологическими центрами, а также устанавливают порядок ведения записей о травмах, что является основополагающим компонентом программы обеспечения качества.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Организация травматологической помощи. Компоненты"

Оглавление темы "Организация травматологической помощи":
  1. Меры борьбы с суицидом. Профилактика самоубийств
  2. Влияние алкоголя и огнестрельного оружия на частоту умышленных травм. Профилактика
  3. Глобальные проекты профилактики травматизма. Роль травматологов
  4. Что такое травматологическая система? Определение
  5. История развития травматологической системы. Формирование травматологической помощи на западе
  6. Организация травматологической помощи. Компоненты
  7. Организация сортировки травмированных пациентов. Транспортировка
  8. Цели сортировки пациентов в травматологии. Задачи
  9. Физиологические и анатомические параметры сортировки пациентов в травматологии
  10. Механизм получения травмы, возраст травмированных пациентов как критерий сортировки

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: