Этика исследований эмбриона. Правовой статус человеческого зародыша

Изучение эмбрионов, полученных с помощью ЭКО, затрагивает множество этических и юридических аспектов. Центральным моментом дискуссии выступает моральный статус эмбриона, Кстати, дискуссия не нова и возникла далеко не в 21-м веке; она восходит к Аристотелю, который в определенной стадии своей деятельности писал об «одушевлении» человека, как и философ-досократик Гераклит до него. Религиозные аспекты зачатия широко обсуждались внутри иудейско-христиаиских и мусульманских направлений, как видно из ранних религиозных текстов.

Современное толкование вопроса о моральном статусе эмбриона зародилось в США в спорах о законности абортов в 1960-1980-е годы и продолжает оставаться ключевым в обсуждении возможностей исследования эмбрионов как объектов для изучения стволовых клеток. Представления о моральном статусе эмбриона, как правило, можно отнести к одной из следующих групп.
• Человеческий зародыш не обладает собственным моральным статусом, ценность его полностью зависит от других.
• Человеческий зародыш обладает собственным моральным статусом, независимо от его оценки окружающими.
• Зародыш начинает свое существование, не обладая моральным статусом или обладая им в незначительной степени, но значимость его по мере развития зародыша увеличивается.

Утверждение, что эмбрион не имеет морального статуса, обосновывается с нескольких позиций. Вследствие того, что эмбрион полностью зависим от организма беременной женщины, многие специалисты по этике не рассматривают его как уникальную сущность. Моральное обоснование этой позиции базируется на долгосрочной пользе исследования эмбрионов для уже рожденных людей, особенно инвалидов. Однако при этом не учитывается, что разрушение эмбриона само по себе является аморальным.

Позиция, защищающая наличие внутренне присущего морального статуса эмбриона, основывается на мнении, что личность формируется в тот момент времени, который можно увязать как с завершением акта ее создания теми, кто в нем участвует, так и с физическим и юридическим началом участия этой личности в жизни общества.

исследование эмбрионов

Метафорически в таких случаях эмбрион становится аналогичным младенцу; все возрастающее фигурирование эмбрионов в событиях частной и общественной жизни укрепило точку зрения, что личность появляется уже в «момент» зачатия, причем независимо от риска, с которым сталкивается эта «новая личность», и разницы между такой «личностью» (например, в случае с замороженным эмбрионом) и личностью, участвующей как младенец, ребенок или взрослый в жизни общественных институтов. С позиции таких взглядов на зачатие и эмбрион, использование эмбрионов в исследовательских целях равносильно использованию любого другого уязвимого объекта без его согласия, использованию, которое не только представляет большой риск, но и во многих случаях приводит к совершенно предсказуемому исходу — смерти объекта исследования.

Моральные аспекты исследования эмбрионов обусловливают крайнюю запутанность статуса эмбриона. Отсутствие единого мнения о статусе эмбриона и моральных аспектах исследования привело к противоречиям и неясностям в юридических определениях в США как на уровне законодательства отдельных штатов, так и на федеральном уровне. Из-за значительных трудностей в определении статуса эмбриона и продолжающихся жарких дебатов по этому поводу законодательство избегает принятия однозначных решений, которые могут оскорбить ту или иную сторону, участвующую в дискуссии.

Законность исследования эмбрионов варьирует от страны к стране. Эксперименты с эмбрионами с целью разработки технологии получения стволовых клеток считаются законными в Великобритании и трех австралийских штатах (в определенных случаях). В Германии и Италии опыты с эмбрионами запрещены. В США дебаты по поводу законности исследований эмбрионов имеют тенденцию склоняться к имеющимся решениям суда штатов, правилам и директивам федеральных агентств или законам штатов по статусу эмбриона.

Позиция каждого человека относительно этических аспектов исследования стволовых клеток зависит от его мнения относительно того, когда начинается жизнь, какое значение имеет каждый этап развития эмбриона для его морального статуса, а также от его индивидуальных представлений о моральных ценностях и этике в целом. С точки зрения теории консеквенционализма, исход события определяет его моральный статус, и хороший исход оправдывает средства, которые необходимо применить для того, чтобы обеспечить такой исход.

исследование эмбрионов

Над эмбрионами можно проводить эксперименты и даже разрушать их, потому что ценность результатов этих исследований перевешивает нанесенный им ущерб, в том числе и их разрушение, по крайней мере до тех пор, пока ущерб, нанесенный эмбриону, или его смерть не является более нежелательной с точки зрения морали (сами по себе, или для общества можно понимать по-разному), чем страдание пациента (общества, семьи), пораженного излечимым или потенциально излечимым заболеванием.

При каких бы то ни было религиозных или научных обоснованиях этические дебаты вокруг человеческих стволовых клеток в последнее время сконцентрированы на том, каким образом происходит получение этих клеток и каким образом защитить их от разрушения, если вообще это надо делать. Применение неиспользованных для ЭКО эмбрионов с целью исследования человеческих стволовых клеток поднимает множество вопросов о статусе эмбриона, ценности человеческой жизни и пределах, за которыми следует прервать вмешательство в жизнедеятельность клеток и тканей человека. Более того, актуальными становятся вопросы адекватного информированного согласия, контроля и регулирования этих вмешательств.

С точки зрения защитников проведения исследования человеческих эмбриональных стволовых клеток, эти клетки, хотя и полученные от эмбриона, не являются эмбрионом как таковым и поэтому не могут дать начало плоду, ребенку и, наконец, взрослому человеку. Каждая стволовая клетка может лишь получить импульс к развитию в определенный вид ткани, но не способна развиться в отдельного индивида.

Более того, в стадии бластоцисты эмбрион не имеет сколько-нибудь развитой нервной ткани, поэтому экстракция стволовых клеток является для него безболезненной. В связи с тем, что для изучения стволовых клеток берутся, как правило, неиспользованные для ЭКО эмбрионы, которые иначе подлежатуничтожению, сторонники исследования стволовых клеток утверждают, что лучше воспользоваться такими эмбрионами для поиска методов лечения инвалидизирующих заболеваний, чем просто избавляться от них, не принося никому пользы.

Одной из попыток разрешить споры вокруг исследования эмбриональных стволовых клеток является предложение получать эти клетки без какого бы то ни было разрушения эмбриона. Предложено также забирать полипотентные клетки от 4- или 8-клеточного преимплантационного эмбриона, подвергающегося предимплантационной генетической диагностике (ПГД).

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Использование эмбрионов для исследований. Этика"

Оглавление темы "Исследования в гинекологии":
  1. Использование донорских половых клеток. Конфиденциальность
  2. Преимплантационная генетическая диагностика (ПГД). Этика
  3. Сохранение фертильности у взрослых. Этика
  4. Сохранение фертильности детей. Этика
  5. Этика исследований эмбриона. Правовой статус человеческого зародыша
  6. Использование эмбрионов для исследований. Этика
  7. Статистика в клинических исследованиях. Уровень измерений
  8. Дизайн клинических исследований в гинекологии. Варианты
  9. Непрерывные переменные в исследованиях в гинекологии. Варианты
  10. Дискретные переменные в исследованиях в гинекологии. Разность рисков

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: