Врачи реабилитационной бригады. Задачи
Наилучшие результаты в реабилитации пострадавших достигаются при использовании междисциплинарного подхода, объединяющего воедино различные лечебные направления. Такое объединение наряду с контролем со стороны лечащего врача и его взаимодействием с другими специалистами являются решающими.
Основными моментами, на которые должны делать упор специалисты, занимающиеся реабилитацией,— это мобильность пациента, его повседневная активность, общение с другими людьми и сексуальная функция. Также нельзя забывать и о психологическом комфорте пострадавшего. Команде реабилитации необходимо обеспечить пострадавшему обучение каким-либо навыкам, которые позволят ему вернуться к выполнению определенной роли в обществе. Наконец, нужно оценить необходимость в финансовой и социальной поддержке пациента и в случае надобности наметить план дальнейших мероприятий с привлечением соответствующих служб.
Общее руководство в бригаде должно осуществляться врачом-реабилитологом (физиотерапевтом), однако на каких-то отдельных стадиях это руководство может переходить к любому другому члену команды в зависимости от его или ее компетенции в тех или иных вопросах. Всем участвующим в процессе реабилитации специалистам полезно периодически собираться вместе и коллегиально обсуждать каждого пациента.
Физиотерапевт. Физиотерапевт анализирует анамнестические данные, тщательно обследует пациента для того, чтобы понять, что он может, а чего нет, и назначает соответствующее лечение. Также в функции физиотерапевта входит заказ вспомогательных средств реабилитации, протезов и ортезов. Этот специалист выполняет ключевую роль, объединяя между собой пациента, его семью, специалистов, а также другой больничный персонал. Физиотерапевт выписывает необходимые препараты, позволяющие снизить выраженность болевого синдрома и спастичность скелетных мышц, назначает различные программы, направленные на компенсацию нарушенных функций кишечника и мочевого пузыря, безопасное и гигиеничное их опорожнение при неврологических дефицитах, электромиографию и исследование нервной проводимости для выявления нейромышечных нарушений, и, наконец, способствует устранению отека.
Ортопед. Задачами ортопеда являются оценка состояния и лечение пациентов с травмами костно-мышечной системы. Как до, так и после хирургического лечения специалисты по реабилитации следуют указаниям относительно нагрузки и объема движений, рекомендованным ортопедом. У пациентов с изолированной скелетной травмой зачастую именно ортопед руководит всем процессом реабилитации.
Специалист по лечебной физкультуре. Лечебная физкультура является наиболее часто применяемым методом восстановительного лечения. Врач оценивает силу пациента, объем движений в суставах, баланс тела и координацию движений и назначает специальные упражнения для улучшения функциональной активности. Врач обучает пациента передвижению, использованию вспомогательных средств опоры, инвалидного кресла, подъему и спуску по лестнице, преодолению препятствий, ходьбе по наклонной поверхности. Важными составляющими физиотерапии, позволяющими уменьшить болевой синдром и ускорить заживление ран, являются также тепловые и холодовые процедуры, электростимуляция, гидротерапия, массаж и тракционная терапия. Специалист по лечебной физкультуре также обучает пациентов использованию протезов нижней конечности и ортезов.
Специалист по трудотерапии. В задачи специалистов по трудотерапии входят оценка объема движений верхних конечностей, силы и координации движений, навыков самообслуживания. В свете этих задач они осуществляют обучение пациентов, в том числе обучают нуждающихся навыкам самообслуживания. При необходимости они изготавливают шины для верхних конечностей, инструктируют пациентов относительно использования вспомогательных средств реабилитации, шин и протезов верхней конечности. В задачи специалиста по трудотерапии также входит оценка познавательных навыков и восприятия пациентов и коррекция дефицита в этих сферах. Кроме всего прочего специалисты по лечебной физкультуре и трудотерапии выезжают на дом к пациентам, для того чтобы на месте оценить имеющиеся препятствия и возможности пациента преодолеть их, корректируют образ жизни пациента и проводят совместное обучение с родственниками пациента.
Логопед. Логопеды участвуют в оценке и лечении коммуникативных расстройств человека, таких как афазии, дизартрии и апраксии. Афазия — это когнитивное расстройство, затрагивающее речевую функцию человека, выделяют сенсорную, моторную и смешанную типы афазий. В отличии от афазии, дизартрия — это нарушение речи, связанное со слабостью или спастическим поражением мышц, участвующих в речеобразовании. Апраксия — это нарушение последовательности действий, затрагивающее другие двигательные функции человека.
Важным компонентом лечения речевых нарушений также является диагностика и лечение расстройств глотания. Логопеды участвуют в оценке и лечении других когнитивных нарушений и обучают пациентов пользоваться вспомогательными коммуникационными устройствами.
Реабилитационная медицинская сестра. В задачи реабилитационной медицинской сестры входит персональный уход за пострадавшими. Уход включает в себя лекарственную терапию, личную гигиену, уход за мочевым пузырем и кишечником, а также использование вспомогательного реабилитационного оборудования.
Психолог и нейропсихолог. Психолог и нейропсихолог в первую очередь проводят оценку восприятия пациента, его памяти и мотиваций. В их задачи также входит оценка личностных особенностей пациента, его психологического статуса и адаптивных возможностей. Психологи помогают пациентам вырабатывать навыки по решению проблем, помогают им и их родственникам адаптироваться к возникшим ограничениям физических и других возможностей. Нейропсихологи оценивают когнитивные способности пациента и его сопутствующие навыки (например, чтение, вычислительные способности) и разрабатывают обучающие программы, позволяющие преодолеть или обойти имеющийся дефицит.
Психиатр. Психиатр участвует в первую очередь в диагностике и лечении психических нарушений, будь то существовавшие ранее заболевания или вторичные состояния, возникшие на фоне травмы головного мозга, а также в оценке психологических реакций пациентов на полученную травму. В компетенцию психиатра входит лекарственная коррекция нарушений сна, лечение различных лекарственных зависимостей и коррекция поведенческих расстройств.
Специалист по рекреационной терапии. Специалисты по рекреационной терапии используют различные досуговые мероприятия, позволяющие ускорить выздоровление пациентов. Эта часть реабилитационной программы начинается с оценки интересов и возможностей пациента. После этого назначаются различные мероприятия досуга, позволяющие восстановить силы пациента, увеличить выносливость и концентрацию. Эти мероприятия также способствуют возвращению пациента к общественной жизни. Игротерапия является очень важной составляющей лечения в случаях, когда пострадавшими являются дети.
Консультант по трудоустройству. Консультант по трудоустройству оценивает профессиональные интересы пациента, его профпригодность и навыки, и на основании этого дает совет о работе или изменении рода деятельности. Консультанты по трудоустройству, кроме того, предоставляют информацию об обучающих курсах и имеющихся вакансиях.
Специалист по протезированию/ортезированию. Специалист по протезированию/ортезированию является ключевой фигурой среди реабилитологов, ответственной за оценку состояния пациентов, которым требуется использование брейсов и искусственных компонентов конечностей, а также за разработку и изготовление этих приспособлений. Очень важно, чтобы другие специалисты участвуюшие в реабилитации, в частности физиотерапевт и ортопед, работали в тесном сотрудничестве с протезистами, что позволит в полной мере разъяснить пациенту все необходимые требования и ограничения.
Сестринский персонал. Травматологическая медицинская сестра также должна участвовать в процессе реабилитации. Находясь непосредственно у постели больного, медицинская сестра раньше других может выявить какие-либо физиологические, психологические или поведенческие нужды пациента (а также его или ее семьи). Частью работы медицинской сестры является профилактика пролежней и контрактур у лежачих пациентов; сестре чаще чем другим приходится иметь дело с нарушениями функций кишечника, мочевого пузыря, речевыми и двигательными расстройствами, нарушениями глотания.
Специалист по респираторной поддержке. Участие специалиста по респираторной поддержке в реабилитационном лечении пациентов объясняется тем, что в последнее время в реабилитационные отделения все чаще переводятся пациенты, в той или иной мере зависимые от аппаратов искусственного дыхания. Кроме того, эти специалисты принимают непосредственное участие в переводе пациентов на самостоятельное дыхание, обучают их правильной технике кашля и очищения дыхательных путей.
Социальный работник. Роль социального работника может варьировать в зависимости от особенностей конкретного лечебного учреждения. В ряде клиник социальный работник занимается в первую очередь финансовыми вопросами и размещением пациентов, определяя оптимальное реабилитационное учреждение, куда пациент переводится после острого периода травмы, и собственно осуществляет этот перевод. В других клиниках социальный работник может принимать участие в консультировании и социальной поддержке пациента и его семьи. Такие службы поддержки пациентов и их семей играют важную роль, помогая пациентам и их семьям справиться с теми проблемами, которые могут возникнуть после травмы, а также разработать планы по дальнейшему их преодолению.
- Читать далее "Реабилитация после травмы головного мозга. Принципы"
Оглавление темы "Реабилитация после травм":- Пластика брюшной стенки после травмы. Техника
- Пластика грудной стенки после травмы. Техника
- Современное лечение ран. Рекомендации
- Реабилитация после травмы. История
- Врачи реабилитационной бригады. Задачи
- Реабилитация после травмы головного мозга. Принципы
- Реабилитация после травмы спинного мозга. Принципы
- Реабилитация после скелетной травмы. Принципы
- Реабилитация детей после травмы. Принципы
- Реабилитация после ампутации. Лечение боли