Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей

Современный этап развития проблемы оказания помощи тугоухим и глухим детям характеризуется тем, что, с одной стороны, уже накоплен богатейший материал об успешной реабилитации детей в дошкольный период и о последующей интеграции детей, т. е. приобщении их к обычной жизни, учебе и активной деятельности в среде людей с нормальным слухом и речью, а не в изолированном обществе глухих. С другой стороны, нельзя признать, что внедрение новейших достижений, уже имеющихся в области реабилитации, в широкую практическую деятельность происходит достаточно успешно во всем мире.

Об этом свидетельствует большое количество публикаций, посвященных вопросам реабилитации и интеграции детей с нарушенным слухом, отражающих накал борьбы нового направления и традиционной системы обучения таких детей [Pay Ф. Ф., Шаабдурасулова М. Н., Kowalsky, Connor, Lundstrom, Nober, La prothese auditive...].

Большие надежды возлагаются на Международную декаду реабилитации (1970—1980 гг.), в течение которой планируется проведение разнообразных мероприятий, направленных на решение проблемы реабилитации больных вообще и в том числе больных с нарушенным слухом.

нарушения слуха

Приведем некоторые выдержки из статьи, красноречиво свидетельствующие о том, насколько острой в США является необходимость коренной перестройки системы оказания помощи детям с нарушениями слуховой функции [Connor]. Connor настаивает на том, чтобы декада реабилитации предоставила всем детям с нарушенным слухом (тугоухим и глухим, глухим от рождения и пострадавшим в процессе развития речи) возможность (шанс) вернуться в среду слышащих, для чего необходимо прежде всего «разрушить эффект изолированных спецшкол и классов».

Констатируется тот факт, что интернатные учреждения в США имеют плохую репутацию в смысле подготовки детей к пребыванию в обычной среде. Дневные классы для глухих несколько лучше в этом отношении, так как в них дети меньше времени проводят среди глухих, по учителя и администрация, по мнению автора, еще не подготовлены к работе в области реабилитации, не понимают, что может и должна значить реабилитация и интеграция детей с нарушенным слухом. В статье приводятся некоторые выводы комиссии доктора Беббиджа, обследовавшей положение дел в США и отметившей в своем акте, что американский народ не может быть удовлетворен столь ограниченными успехами в воспитании глухих детей и подготовкой их для полноценного участия в жизни общества.

Автор отмечает, что доклад доктора Беббиджа был ударом по гордости каждого глухого и каждого воспитателя (педагога), ответственного за обучение глухих детей в США. Отличие доклада комиссии Беббиджа от всего того, что по этому поводу было высказано ранее, заключается в том, что сейчас в Америке «каждый знает, что сказал Беббидж». Выводы комиссии повторяются в многочисленных публикациях, дискутируются на открытых собраниях сурдопедагогов, воспитателей и взрослых глухих. Это вызывает негодование и отвергается, но от этого не может быть избавления. Сторонники активной реабилитации обвиняют тех деятелей, которые «провозглашали философию отдаления» глухих от нормально слышащих; они выражают надежду, что национальная реакция на доклад Беббиджа может дать еще много позитивных результатов.
Основная задача состоит в том, чтобы «разрушить благодушие и подстегнуть каждого» на достижейие лучших результатов в обучении детей с нарушенным слухом.

Автор предупреждает, что результаты не будут чудом: глухие дети не обучатся автоматически с помощью какого-то простого метода и лозунгов, удача должна быть достигнута «через пот и слезы, через творчество и энергию». Глухие должны жить вместе с обычными людьми, они должны стать частью слышащего мира как можно раньше. Так обстоит дело в СЩА, но не менее острой является проблема реабилитации и интеграции тугоухих детей и в других странах.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация тугоухих детей":
  1. Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка
  2. Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха
  3. Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха
  4. Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей
  5. Обучение тугоухих детей в общей школе. Занятия для тугоухого ребенка
  6. Работа с родителями тугоухих детей. Школа для семьи ребенка с нарушением слуха
  7. Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка
  8. Спонтанное развитие речи у ребенка. Значение слуховой тренировки для ребенка
  9. Объем знаний родителей тугоухого ребенка. Практические рекомендации родителям детей для развития речи
  10. Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?