Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка
При какой степени потери слуха можно рассчитывать на успешную реабилитацию и какими средствами можно достичь оптимальных результатов?
На основании фактического материала, представленного на нашем сайте, можно прийти к заключению о том, что даже при нарушении слуха, достигающем 90 дБ, возможно развитие у детей способности к речевому общению на основе остаточного слуха.
На вопрос о том, какими средствами можно обеспечить достижение успеха, ответ должен содержать конкретные сведения и рекомендации. Прежде всего следует обобщить условия, выполнение которых является совершенно необходимым для успешной организации работы по реабилитации. Анализ литературных данных и собственного материала показывает, что во всех случаях, когда реабилитацию можно было считать успешной, основу работы составляла слуховая тренировка детей с нарушенным слухом.
Как видно из изложенного материала о деятельности центров и экспериментальных групп реабилитации, под слуховой тренировкой понимают все виды специальных упражнений, формальных и неформальных занятий, направленных на развитие остаточной слуховой функции ребенка в процессе становления его способности к речевому общению.
Первым необходимым условием является раннее выявление нарушений слуха и раннее начало слуховой тренировки. Относительно времени начала обучения методом слуховой тренировки все исследователи сходятся на том, что тренировка должна начинаться сразу после установления диагноза. В литературе описаны случаи успешного применения слуховых аппаратов, начиная с шести месяцев и ранее [Whetnall, Griffiths].
По-видимому, помня о правиле «чем раньше — тем лучше», можно все же считать, что слуховая тренировка начата в сроки вполне приемлемые, если ребенок еще не вышел за пределы двухлетнего возраста [Davis]. Разумеется, это ни в коем случае не означает, что можно отказаться от реабилитационных мероприятий в тех случаях, когда тугоухость обнаружена в более поздние сроки.
Вторым необходимым условием является обеспечение достаточной степени усиления речи говорящего (педагога, родителей и др.). Для достижения этой цели используют как звукоусиливающую аппаратуру стационарного типа (тренажеры), так и портативные слуховые аппараты для постоянного ношения. Необходимо подчеркнуть, что с успехом используются также такие простые средства усиления, как повышение громкости голоса и приближение к ушной раковине ребенка.
О значении тренировки «ad concham» (около ушной раковины) с большим оптимизмом отзывался пионер реабилитации Веденберг из Швеции [Wedenberg], а также руководитель Югославского Центра реабилитации профессор Губерина [Gubcrina]. Существует мнение, что громкий голос у ушной раковины способен преодолеть практически любое понижение слуха, кроме случаев глухоты, которая, к счастью встречается очень редко [Wedenberg].
При этом отмечают высокие акустические качества такого рода «усиления», отсутствие помех, широкую частотную полосу и т. п.
- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"
Оглавление темы "Реабилитация тугоухих детей":- Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка
- Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха
- Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха
- Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей
- Обучение тугоухих детей в общей школе. Занятия для тугоухого ребенка
- Работа с родителями тугоухих детей. Школа для семьи ребенка с нарушением слуха
- Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка
- Спонтанное развитие речи у ребенка. Значение слуховой тренировки для ребенка
- Объем знаний родителей тугоухого ребенка. Практические рекомендации родителям детей для развития речи
- Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?