Ранний детский аутизм (синдром РДА). Как выявить и можно ли снизить его воздействие на жизнь ребенка?

Ранний детский аутизм — нарушение развития, характеризующееся психологическими отклонениями. В большинстве случаев расстройство затрагивает психосоциальную сферу жизни ребенка. Такой малыш с неохотой идет на контакт с другими людьми, ему сложно дается выражение собственных эмоций, а также понимание окружающих. В большинстве случаев детский аутизм проявляется в сложностях общения с посторонними людьми, но иногда ребенку бывает сложно и с близкими.

Как проявляется ранний детский аутизм

Характерной чертой аутизма является стереотипичность в поведении. Ребенок может долгое время выполнять одно и то же действие, например часами раскачиваться, сидя на кровати. Также любой предмет может стать объектом таких манипуляций. Например, игрушка, которую он постоянно постукивает, крутит и т. д. Для него важно укрыться в собственном мире от других.

Дети с ранним аутизмом избегают любых нововведений. Малыш может постоянно играть в один сюжет или разговаривать на одну определенную тему во время лепки, рисования изо дня в день. Но как только вы предложите что-то новое, у ребенка появится страх, он наотрез откажется вводить в свою жизнь что-то новое.

Яркой чертой проявления заболевания является нарушение речевого характера. Ребенок любит разговаривать «штампованно», повторяя одну и ту же фразу. Малообщителен. Избегает контактов. Однако наедине с самим собой часто разговаривает. Такой ребенок может говорить о себе в третьем лице, комментировать все свои действия, громко и увлеченно читать стихи и т.д. Как проводиться тест на наличие синдрома РДА у ребенка, а также о симптомах проявления аутизма читайте тут.

Причины возникновения раннего детского аутизма

На сегодняшний день точные причины возникновения заболевания до конца не выяснены, что вызывает в медицинской среде много споров. Однако есть и уже установленные факты, которые помогают разобраться в причинах возникновения аутизма у ребенка:

  • повышенная эмоциональная чувствительность;
  • слабость энергетического потенциала;
  • бессознательная попытка ребенка избежать контакта с внешним миром;
  • генетические дефекты;
  • сложная беременность матери: воздействие на плод негативных факторов (неправильное питание, алкоголь, никотин и т. д.).

Исследования на тему причин появления заболевания продолжаются и по сей день.

Причины аутизма у ребенка

Классификация

Согласно современным классификациям, аутизм входит в группу общих нарушений психического развития, затрагивающих в основном навыки социально-бытового общения.

По причине возникновения различают два вида аутизма: наследственного типа и неясного генеза.

Согласно всем имеющимся данным и собственным наблюдениям, детский психиатр Клара Самойловна Лебединская выделила 4 группы:

  • Отрешенность — ребенок не нуждается в общении с другими людьми, не хочет идти на контакт, навыки самообслуживания не развиты, поведение ситуативное. При малейшей попытке человека заговорить с ним или поиграть он ощущает дискомфорт. Такие дети зачастую также плохо идут на контакт и с родными.
  • Отвержение окружающего — гипервозбудимость, отсутствие чувства самосохранения, повышенная чувствительность к действиям, словам окружающих. Ребенок общается с тесным кругом лиц, которых он сам для себя выбрал. Он проявляет особую избирательность в еде, игрушках, одежде. Любая смена обстановки или неожиданно поменявшиеся планы превращаются для него в серьезный стресс.
  • Замещение окружающего — ребенок практически не привязан к родным, живет в своих фантазиях, обладает особо ценными для него пристрастиями. Такие увлечения, как правило, не носят развивающего характера. Такой малыш может часами сидеть на диване и раскачиваться или стучать ложкой об игрушку.
  • Сверхтормозимость в отношении окружающего — очень пугливый, ранимый ребенок, быстро психически и морально устает, отличается частой сменой настроения. Считается, что это один из самых простых типов заболевания. Такой ребенок избегает общения только с теми, от кого чувствует опасность. Он очень раним и глубоко воспринимает слова окружающих.

Вполне возможно, что в скором времени появится новая классификация детского раннего аутизма, так как медики и ученые постоянно работают над исследованием заболевания.

Диагностика

Диагностировать ранний детский аутизм можно по следующим факторам:

  • нарушение социального взаимодействия;
  • проблемы в общении с другими людьми;
  • стереотипность поведения, разговоров, настроения.

Для того чтобы поставить точный диагноз, необходимо обратиться к специалисту. Диагноз ставится только после длительного наблюдения за малышом комиссией. В комиссию входят врач-педиатр, невролог, логопед, психолог и другие.

В ходе обследования ребенку могут предложить пройти специальные тесты, опросы, позволяющие выявить психические отклонения. Также может понадобиться проведение ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга. Вся диагностика проводиться в специализированных неврологических клиниках или отделениях на базе стационара. Пример неврологической клиники, которая многие годы успешно работает с аутизмом у детей - ehinaceya.ru , специалисты которой ведут прием в г. Москве.

Диагностические критерии аутизма

Лечение раннего детского аутизма

Вылечить аутизм на сегодняшний день пока что невозможно. При его наличии применяются препараты, корректирующие психоэмоциональное состояние ребенка.

Также в лечение входят посещения детского психолога, занятия с логопедом и другими специалистами.

При вовремя выявленной проблеме шанс подарить ребенку полноценную жизнь в подростковом и взрослом возрасте в разы увеличивается. Те дети, которые остаются без помощи, как показывает статистика, остаются глубокими инвалидами, не обладающими навыками самообслуживания и совершенно не приспособленными к социальной жизни.

- Вернуться в оглавление раздела "неврология"

Оглавление темы "Лечение абсцесса мозга":
  1. Дифференциация сосудистых поражений мозга от абсцесса
  2. Диференциальный диагноз между абсцессом мозга и энцефалитом. Лечение абсцессов мозга
  3. Обезболивание и техника операции на мозге по поводу абсцесса
  4. Консервативное лечение абсцессов мозга - пункциями и дренированиями
  5. Техника пункции абсцесса мозга. Лечение абсцесса мозжечка
  6. Послеоперационное течение абсцессов мозга. Уход за больным после операции на мозге
  7. Прогноз гнойного менингита и значение цитоза ликвора
  8. Влияние возраста на прогноз гнойного менингита

Ваши замечания и вопросы: