Оглавление темы "Носительство. Механизм передачи инфекции.":
1. Манифестные формы инфекций. Примеры манифестных форм инфекций.
2. Носительство. Первичное носительство инфекции. Вторичное носительство.
3. Трансформация форм носительства. Персистенция инфекции.
4. Механизм передачи инфекции. Восприимчивый организм.
5. Индекс манифестности инфекции. Индекс контагиозности инфекции.

Индекс манифестности инфекции. Индекс контагиозности инфекции.

Вполне логичное представление о том, что вероятность формирования третьего звена и, соответственно, развития эпидемического процесса зависит от возможностей передачи паразита, может быть подтверждено множеством наблюдений.

Так, более всего население страдает от так называемых неуправляемых (отсутствуют средства специфической профилактики) воздушно-капельных инфекций; высока заболеваемость кишечными инфекциями среди населения, которое не обеспечено доброкачественной водой и т. д. и т. п.

В частности, значение 2-го звена можно проследить на примере возникновения и распространения инфекций дыхательных путей, при которых инфекционный процесс может протекать как в виде болезни, так и первичного носительства.

Индекс манифестности инфекции. Индекс контагиозности инфекции.

Для нозоформ с воздушно-капельным механизмом передачи (считается, что он чрезвычайно эффективный, как бы эталон высокой мощности — в очагах заражается практически 100% людей) определен индекс манифестности (прежнее название — индекс контагиозности), как избирательный показатель восприимчивости (заражаются все, а заболевают только восприимчивые).

Эти индексы манифестности инфекции были определены во времена, когда не проводилось прививок и не существовало антибиотиков.

Так, для кори индекс манифестности равен 1 (все заразившиеся, у которых отсутствует иммунитет, переносят инфекцию в манифестной форме), и соответственно, вывод: восприимчивость к вирусу кори всеобщая (100%).

Для скарлатины индекс манифестности равен 0,4 (среди достоверно заразившихся токсигенным штаммом гемолитического стрептококка заболевает 40%, у остальных, возможно, имеет место первичное посительство возбудителя) — восприимчивость, следовательно, равна 40%.

При дифтерии индекс контагиозности равен 0,2 (восприимчивость — 20%), и так были определены, а иногда рассчитаны без должной объективной оценки, индексы для целого ряда нозоформ.

Индекс манифестности инфекции. Индекс контагиозности инфекции.

Для кори, скарлатины и дифтерии индексы контагиозности были получены на основании оценки характера развития эпидемического процесса на достаточно значительных, изолированных от общения с внешним миром популяциях (жители острова Фиджи и Фарерских островов, которые не имели иммунитета против возбудителей указанных болезней) и могут считаться достоверными.

Между тем уже давние наблюдения свидетельствовали о сомнительности утверждения, что индекс контагиозности характеризует только степень восприимчивости (и ничего более). Так, в допрививочное время в Англии было установлено (Frost, 1928), что при общении с больными дифтерией в домашних условиях соотношение носители : больной составило 6:1 (1 больной в результате 7 эффективных заражений), в школах 47:1 (1 больной при 48 эффективных заражениях), т. е. в первом случае вероятность заболеть у восприимчивых детей была примерно в 8 раз выше, чем во втором, когда теснота общения для большинства была выражена меньше.

Во втором случае при всей активности механизма передачи он не смог обеспечить доставку возбудителя в дозе, которая вызвала болезнь, с той же вероятностью, что имела место в первом случае. Иначе говоря, приведенные материалы о достоверно вычисленных индексах манифестности при дифтерии и скарлатине отражают среднестатистическую вероятность встречи с дозами, ведущими к развитию манифестных форм инфекции, в достаточно большой популяции неиммунных людей. В отдельных очагах в зависимости от тесноты общения ситуация, очевидно, имела определенные отличия. Таким образом, даже при воздушно-капельных инфекциях мы видим значимость механизма передачи для формирования третьего звена.

- Вернуться в оглавление раздела "Эпидемиология. Эпидемия."

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: