Профилактика умышленных травм. Борьба с агрессией и агрессивным поведением
Целенаправленные мероприятия по профилактике умышленных травм стали проводиться совсем недавно. Предотвращение случаев нанесения умышленных травм традиционно являлось задачей системы уголовного судопроизводства, и для медицинских работников и специалистов по профилактике данная сфера во многом оставалась неизученной.
Тем не менее очевидно, что и умышленные, и неумышленные травмы имеют общую этиологию, и в обоих случаях профилактическая работа может быть основана на выявлении факторов риска и уменьшении их влияния. В рамках такого подхода профилактика обоих типов травматизма в равной мере основана на возможностях технического прогресса, просвещения и правового принуждения.
Ниже кратко рассмотрены некоторые из профилактических мер, направленных на предотвращение наиболее распространенных типов умышленных повреждений. Смертельные умышленные травмы подразделяются на убийства и самоубийства.
Необходимо иметь в виду, что убийство — следствие агрессивного поведения, различные типы которого часто служат причиной получения несмертельных травм. Разновидностями такого поведения является бытовое насилие, жестокое обращение с детьми, жестокое обращение с пожилыми людьми и пр. В зависимости от типа агрессивного поведения применяются различные методы профилактики травматизма.
В связи с этим примеры соответствующих профилактических мероприятий рассматриваются далее по отдельности.
Акты насилия гораздо реже совершаются среди незнакомых людей, чем среди тех, кто хорошо знаком друг с другом. В последнем случае, как правило, речь идет о межличностных отношениях, перерастающих в конфликт. Следовательно, основной задачей профилактики агрессивного поведения является утверждение идеи разрешения конфликтов без применения жестокости.
Обучение стратегиям разрешения конфликтов и пропагандирование данной идеи проводилось в двух основных контекстах: в образовательных учреждениях и в местных сообществах.
Профилактические мероприятия в образовательных учреждениях, как правило, предполагают включение в программу обучения курсов, призванных сформировать у учащихся навыки подавления агрессии и мирного разрешения межличностных конфликтов. В настоящее время разработан целый ряд стандартизированных учебных программ для учащихся различного возраста — как для начальной школы, так и для старших классов.
Данные образовательные курсы продемонстрировали свою эффективность в изменении отношения учащихся к проблеме насилия и уменьшения проявлений межличностной агрессии в краткосрочной перспективе. Однако насколько продолжителен профилактический эффект, оказываемый этими курсами в долгосрочной перспективе, неизвестно.
Примером одной из таких образовательных программ является «Шаг второй: курс по профилактике агрессивного поведения, 1-3 классы». Данный курс состоит из 30 уроков продолжительностью 30 минут. Каждый урок посвящен определенному социальному сценарию, проиллюстрированному фотографиями. Этот сценарий представляет собой основу для обсуждения и ролевой игры с участием школьников. Учителя, участвующие в таких играх, как правило, проходят двухдневный тренинг. Курс состоит из трех частей:
1) обучение сочувствию,
2) умение сдерживать эмоциональные порывы и
3) умение подавлять злобу.
Для того чтобы оценить эффективность данной программы, в Кинг Каунти, штат Вашингтон, 12 начальных школ случайным образом были поделены на те, в которых проводился указанный курс обучения, и те, которым отводилась роль контрольных групп. Наблюдатели оценивали отношения школьников с другими детьми и учителями, используя стандартную социологическую систему кодировок поведения; при этом им не было известно, читался ли вышеозначенный курс в данной конкретной школе или для данных конкретных учеников.
По сравнению с контрольной группой, учащиеся, прошедшие курс профилактики, демонстрировали меньшее число проявлений физической агрессии и чаще действовали по моделям нейтрального поведения. Данный эффект наблюдался как через две недели, так и через шесть месяцев после окончания курса. Значительные изменения в поведении происходили в течение обоих периодов времени, однако более выраженный характер они носили в течение двух недель. Дальнейшее воздействие такой учебной программы на агрессивное поведение в подростковый период и во взрослом возрасте остается неизвестным.
Основной задачей программ, ориентированных на местные сообщества, является внешкольная профилактика насилия среди юношества, что позволяет воздействовать на лиц старшего подросткового возраста, а также на тех, кто был исключен из школы. В рамках некоторых из таких программ используются обучающие методы, аналогичные тем, которые применяются в школе. Подобные мероприятия проводятся государственными образовательными учреждениями и районными медицинскими центрами.
В отдельных случаях молодым людям, относящимся к группе повышенного риска (например, лицам, обращающимся в пункты оказания неотложной помощи с травмами, полученными в результате насилия), назначается курс профилактики агрессивного поведения.
Описанные профилактические программы могут входить в состав более крупных проектов и включать в себя воспитательную работу и проведение развлекательных и культурных мероприятий. Некоторые из таких проектов существуют уже на протяжении многих лет (например, «Клуб мальчиков» [Boys club]). Подобные проекты направлены на профилактику агрессивного поведения в рамках борьбы с преступностью и наркотической зависимостью.
В качестве примера эффективной профилактической инициативы, ориентированной на местное сообщество, можно назвать Программу профилактики травматизма больницы Гарлема (HHIPP; англ. Harlem Hospital Injury Prevention Program). Созданная в 1988 г., данная программа была направлена на снижение детского травматизма в целом и на предотвращение травм вследствие жестокого обращения с детьми в частности.
В ее реализации использовался комплексный подход, включающий в себя образовательные мероприятия, посвященные здоровью и безопасности, меры по усилению безопасности в парках и на детских площадках, а также организацию развлекательных мероприятий для детей и подростков. Больница Гарлема в данном случае являлась головной структурой, объединившей вокруг себя различные районные организаций, а также представителей местной администрации и правительства штата.
Результативность данной программы оценивалась с помощью Системы мониторинга травм в северном Манхэттене. После запуска программы HHIPP показатели детского травматизма в районе в целом снизились на 44%. Частота травм, полученных в результате применения насилия, снизилась на 50%, в то время как среди представителей контрольных групп данный показатель за время исследования повысился на 93%.
- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Профилактика семейного травматизма. Бытовое насилие"
Оглавление темы "Профилактика травматизма":- Шлемы и ограничение скорости для профилактики дорожного травматизма
- Влияние алкоголя на дорожно-транспортный травматизм. Травматизм в состоянии алкогольного опьянения
- Влияние возраста водителей на дорожно-транспортный травматизм. Этапы выдачи водительских прав
- Профилактика ожогов. Пожары в домах
- Профилактика ожогов жидкостями. Ожоги от возгорания одежды
- Эффективность велосипедных шлемов. Влияние на травматизм
- Эффективность мотоциклетных шлемов. Профилактика мототравм
- Государственные меры профилактики травматизма. Достижения
- Профилактика умышленных травм. Борьба с агрессией и агрессивным поведением
- Профилактика семейного травматизма. Бытовое насилие