Пример учебной программы по половому воспитанию детей и подростков
Ниже в общих чертах изложено содержание учебной программы по половому воспитанию — информация, навыки, принципы и критерии — на основе письменных рекомендаций по Закону о реформе образования 1988 г.
На стадии 1 детей в возрасте 5—7 лет следует учить:
• уметь называть основные части человеческого тела;
• знать, что человек двигается, ест, растет, пользуется органами чувств и размножается;
• знать, что человек может производить на свет младенцев, которые потом вырастают и становятся взрослыми;
• распознавать сходства и различия между собой и другими людьми;
• отдавать себе отчет в том, что у человека есть чувства и ощущения, которые позволяют ему познавать окружающий мир.
На стадии 2 дети 7—11 лет должны знать:
• что существуют такие жизненные процессы, как питание, движение, рост и воспроизводство, которое происходит одинаково у животных и человека;
• основные стадии жизненного цикла человека.
На стадии 3 подростки 11 — 14 лет должны знать:
• каким образом некоторые клетки, например сперматозоид или яйцеклетка, приспосабливаются к выполнению своих функций;
• репродуктивную систему человека, включая менструальный цикл, и суть оплодотворения;
• как развивается в матке плод, включая роль плаценты;
• каковы физические и эмоциональные перемены, которые происходят в человеке в переходный период;
• то, что бактерии и вирусы могут нанести ущерб здоровью.
На стадии 4 подростки 14—16 лет должны знать:
• что ядро клетки содержит хромосомы, несущие гены;
• как влияют на организм гормоны, включая инсулин и половые гормоны;
• некоторые виды медицинского применения гормонов, в частности для контроля и содействия фертильности;
• некоторые защитные механизмы организма, включая роль кожи и крови;
• как под влиянием генетических и экологических факторов возникают отклонения в организме;
• что половое размножение является источником генетических вариаций, неполовая репродукция имеет своим результатом клонирование;
• как в человеческом организме закладывается половая принадлежность;
• основы генной инженерии, клонирования и селективного бридинга;
• что системы органов приспосабливаются к своей роли в жизненных процессах;
• что некоторые болезни могут быть наследственными;
• что ген — это часть ДНК.
В Руководстве к учебной программе № 5 сказано, что ученики 5—7 лет на стадии 1 в связи с половым воспитанием должны:
• знать, что люди развиваются неодинаковыми темпами и что у всех детей свои потребности;
• уметь назвать части тела, включая репродуктивную систему, и иметь представление о том, что существуют мужчины и женщины;
• знать, что существует личная безопасность, например, что человек имеет права в отношении своего собственного тела и что есть разница между «хорошими» и «плохими» прикосновениями, приступать к на-рабатыванию простых навыков и приемов, позволяющих поддержать личную безопасность;
• познавать, каким образом люди учатся жить и работать вместе, слушая, обсуждая и высказывая свое мнение.
Ученики 7—11 лет на стадии 2 в связи с половым воспитанием должны:
• начинать понимать, какие физические, эмоциональные и социальные перемены происходят в человеке в пубертатном возрасте;
• знать основные биологические законы воспроизводства человека и понимать, в чем состоят некоторые навыки, необходимые людям, чтобы стать родителями;
• знать, что дружба может проявляться по-разному и уметь говорить о друзьях со взрослыми, которые пользуются авторитетом.
Ученики 11 — 14 лет в связи с половым воспитанием должны:
• осознавать важность личного выбора во взаимоотношениях с окружающими, так чтобы они не представляли риска, например, для здоровья, для личной безопасности;
• понимать, что микроорганизмы и вирусы (включая ВИЧ) могут передаваться по-разному, иногда и половым путем;
• обсуждать моральные ценности и изучать ценности других обществ;
• понимать, что такое стереотипы и узнавать их различные формы;
• знать о разнообразных взглядах и поведении людей в связи с отношениями между полами в современном обществе;
• понимать, что люди имеют право не вести половую жизнь; осознавать, что производить на свет детей, — дело личного выбора; в общих чертах представлять себе биологические и социальные факторы, влияющие на сексуальное поведение людей, и последствия этого влияния.
Ученики 14—16 лет на стадии 4 в связи с половым воспитанием должны:
• понимать те аспекты британского законодательства, которые имеют отношение к сексуальному поведению;
• понимать, в чем состоят биологические аспекты воспроизводства;
• анализировать преимущества и недостатки различных методов планирования семьи с точки зрения личного выбора и социальных последствий;
• уметь обсуждать щепетильные вопросы, в частности зачатие, рождение, заражение ВИЧ (и заболевание СПИДом), воспитание детей, аборт и технологические достижения, которые заставляют задуматься над принципами, ценностями, убеждениями и моралью;
• отдавать себе отчет в необходимости профилактических мероприятий во имя здоровья и знать, что для этого требуется;
• знать о существовании государственных и добровольных организаций, оказывающих помощь в человеческих взаимоотношениях, например «Relate»;
• знать, что в человеческих взаимоотношениях большое значение имеют позитивные чувства к противоположному полу и сексуальная активность;
• понимать, что сексуальные ощущения со временем меняются и это влияет на образ жизни, например, когда наступает менопауза;
• представлять себе, что существует партнерство, брак и развод, понимать, как влияет на человека утрата супруга, расставание и вдовство;
• уметь обсуждать все вопросы, связанные с отношениями между полами с точки зрения их влияния на человека.
Кроме тех элементов полового воспитания, которые очерчены выше, существует несомненная связь полового воспитания с другими факторами, например с жизненным укладом, обучением молодежи умению жить семейной жизнью, поддерживать собственную безопасность и соблюдать правила личной гигиены, а также психологическими аспектами санитарного просвещения и злоупотреблением наркотиками.
В руководство к учебной программе № 8 — «Обучение гражданству» включена тема семейной жизни. Область изучения охватывает:
• значение семьи для духовного благополучия, становления родительских чувств и развития ребенка, реализации эмоциональных и физических потребностей;
• задачи, стоящие перед семейными ячейками, например, в условиях развода, бытовых проблем, неполных семей;
• жизненные циклы семьи, модели брака; структура семьи и изменения в ней;
• взаимоотношения и обязанности, например роль родителей и детей дома и их формальные обязанности;
• имидж семьи и брака, создаваемый средствами массовой информации.
Среди тем, затрагиваемых в процессе полового воспитания, есть вопросы, которые можно назвать противоречивыми, в частности то, что связано с зачатием, гомосексуальностью, половым насилием и заражением ВИЧ (и заболевание СПИДом). Все официальные документы высказываются в пользу включения этих тем в школьные программы полового воспитания. Те школы, которые придерживаются «страусовой политики» и «прячут голову в песок», ввергают своих учеников в растерянность и оставляют их перед лицом опасности.
- Рекомендуем вам следующую статью "Проблемы программ по половому воспитанию детей и подростков"
Оглавление темы "Детская гинекология":- Причины и диагностика гирсутизма
- Лечение гирсутизма - препараты, принципы
- Вирилизация - диагностика, лечение
- Проблемы полового воспитания детей и подростков. Санитарное просвещение
- Планирование полового воспитания детей и подростков - схема
- Зачем нужно половое воспитание детей и подростков?
- Что такое половое воспитание? Задачи
- Пример учебной программы по половому воспитанию детей и подростков
- Проблемы программ по половому воспитанию детей и подростков
- Организация полового воспитания детей и подростков в Великобритании