Проблемы полового воспитания детей и подростков. Санитарное просвещение
Каждый аспект полового воспитания воспринимается эмоционально, однако ни один не вызывает такого интенсивного интереса, таких споров и разноречивых субъективных мнений, как деликатный вопрос полового воспитания в школе. В Великобритании на органы просвещения, наконец, возложена по закону обязанность составить и постоянно обновлять письменную формулировку своей политики относительно полового воспитания, которое должно отвечать нуждам молодежи, удовлетворять родителей и вписываться в тот социальный контекст, в котором мы живем.
Выполнить положенные по закону требования и письменно сформулировать свою политику нетрудно, трудно осуществить эффективное половое воспитание.
Санитарное просвещение — не основной предмет в общенациональной учебной программе, его приходится вводить в рамки учебного курса, и без того уже перенасыщенного. Элементы этого предмета прослеживаются в учебных планах в общегосударственном масштабе, а это означает, что так или иначе санитарное просвещение затрагивается во всех школах. К сожалению, многое здесь сводится к фактической информации, которая хотя и является важной базой знаний, однако отражает лишь один из учебных процессов.
Формулируя стратегию образовательных органов, я сочла целесообразным обрисовать все параметры в системах улучшения полового воспитания. Эта схема намеренно упрощена, на практике же все направления деятельности взаимосвязаны.
Как убедить молодых людей серьезно относиться к своему здоровью, если все, с чем они сталкиваются в своей повседневной жизни, это обычные инфекции? Вакцинация защищает их от наиболее тяжелых заболеваний, за исключением ВИЧ, а непосредственный опыт болезней сердца, рака и инсультов, которые чаще всего угрожают здоровью взрослых, у них очень ограничен. Как внушить им, что все эти болезни предотвратимы и прямо зависят от поведения, усвоенного в ранние годы? Это и есть предмет санитарного просвещения сегодняшнего дня. Задача не из легких.
Санитарное просвещение — это:
• не рассказы об ужасах;
• не нравоучения на тему о том, что надо или чего не надо делать;
• не дорогостоящие кампании в средствах массовой информации, в ходе которых санитарное просвещение предстает как путь к решению целого ряда кризисов, обрушивающихся на общество, и оперирует такими представлениями, как «верхушка айсберга», шприцы, морги и т.д., не всегда понятными и быстро забывающимися.
Санитарное просвещение — это:
• обеспечение актуальной информацией, которая не предполагает полного невежества, однако построена на знаниях и опыте, реально имеющихся у молодежи, и соответствует ее развитию;
• развитие у молодых людей навыков, которые позволят распоряжаться своей собственной жизнью;
• пропаганда позитивных взглядов и критериев в отношении здоровья и качества жизни, с тем чтобы молодые люди могли сделать правильный выбор и обрести здоровые привычки;
• прежде всего это — внушение людям уважения к себе самим, с тем чтобы воспитать в них чувство собственного достоинства.
Чтобы программа санитарного просвещения была в состоянии помочь молодежи сделать правильный выбор, усвоить здоровый образ жизни, выстроить для себя систему ценностей, выработать самоуважение и уверенность в себе, требуется целый ряд систематизированных методов обучения. Очень важно, чтобы молодежь активно участвовала в обсуждении вопросов здравоохранения.
Министерство образования в Великобритании выпустило циркуляр под номером 5/94, посвященный половому воспитанию в школах (1994), в параграфе 32 которого говорится:
«Учителя должны учитывать весь имеющийся у них опыт и другие ресурсы, включая вклад, который в состоянии внести органы здравоохранения, другие организации медицинского обслуживания и работники здравоохранения, особенно врачи и школьные медицинские сестры».
Я исхожу из того, что в основном читатели этой книги имеют медицинское образование и, следовательно, весьма вероятно, участвуют или намерены участвовать в работе по половому воспитанию в школе. Таким образом, полезно здесь обсудить, каков должен быть ваш оптимальный вклад в этот процесс.
В своей публикации «Половое воспитание в школе: что, как и почему» (1991) Doreen Massey указывает восемь характеристик того, что она называет «целенаправленное половое воспитание» в любой части учебной программы.
1. Оно служит развитию и соответствует возрасту и уровню знаний учащегося.
2. Оно выдвигает на первый план фактическую информацию и поощряет изучение фактов.
3. Оно требует многократного обучения с помощью разных методических средств.
4. Оно направлено на рассмотрение разных мнений и концепций и поощряет обсуждение и анализ целого ряда таких мнений и концепций.
5. Оно способствует развитию личных навыков и межличностных установок.
6. Оно внушает самоуважение и необходимость считаться с другими.
7. Оно требует в качестве непременного условия выяснения у учащихся их отправных точек зрения, не опускаясь до общего уровня и опыта большинства.
8. Оно внушает необходимость анализа получаемой информации и чувство ответственности.
- Рекомендуем вам следующую статью "Планирование полового воспитания детей и подростков - схема"
Оглавление темы "Детская гинекология":- Причины и диагностика гирсутизма
- Лечение гирсутизма - препараты, принципы
- Вирилизация - диагностика, лечение
- Проблемы полового воспитания детей и подростков. Санитарное просвещение
- Планирование полового воспитания детей и подростков - схема
- Зачем нужно половое воспитание детей и подростков?
- Что такое половое воспитание? Задачи
- Пример учебной программы по половому воспитанию детей и подростков
- Проблемы программ по половому воспитанию детей и подростков
- Организация полового воспитания детей и подростков в Великобритании