Оглавление темы "Предмет эпидемиологии. Метод эпидемиологии.":
1. Современная эпидемиологическая обстановка в России. Эпидемиология - в современном понимании.
2. Предмет эпидемиологии. Сущность эпидемиологии. Задачи эпидемиологии. Клиническая эпидемиология.
3. Эпидемиология инфекционных заболеваний. Структура медицинской науки. Эпидемиологи. Подготовка врачей эпидемиологов.
4. Метод эпидемиологии. Задачи эпидемиологического метода. Причинность. Причина в эпидемиологии и философии.
5. Приемы эпидемиологического метода. Эволюция эпидемиологии. Развитие эпидемиологического метода. Наблюдение а эпидемиологии.

Эпидемиология инфекционных заболеваний. Структура медицинской науки. Эпидемиологи. Подготовка врачей эпидемиологов.

Эпидемиология инфекционных заболеваний — это важнейшая составная часть общей науки (заметим, что по сути многие процессы, которые не относят к инфекционным, являются таковыми). Поэтому необходимо не только исследовать биологическую сущность взаимодействия популяций паразита и хозяина, но также профессионально на современном уровне использовать популяциоиные методы.

Именно при популяционных исследованиях возможно установить конкретную значимость биологического, социального и природного факторов.

В противоэпидемических учреждениях эпидемиологи по традиции занимаются пока только инфекционными болезнями, но эпидемиологический метод, в частности популяциоиные исследования, все более и более внедряется в деятельность гигиенических отделов (упомянутый «системный анализ»), особенно при заболеваниях, вызванных нарушением экологического благополучия.

Эпидемиологи и профильные специалисты научных лабораторий чаще всего детально изучают эпидемический процесс: характер формирования источников инфекции, их заразность во времени, особенности способов заражения и формирования иммунитета и т. д.

Каждая медицинская наука (терапия, хирургия, онкология и др.) стремится к целостному изучению входящих в ее круг болезней на нескольких иерархических уровнях. В. Д. Беляков (1989 г.) представил структуру медицинских наук схематически в упрошенном виде (рис. 2.1).

Эпидемиология инфекционных заболеваний. Структура медицинской науки. Эпидемиологи. Подготовка врачей эпидемиологов
Рис. 2.1. Структура медицинской науки

Вертикальные линии — медицинские науки по признаку изучаемых ими групп патологий, горизонтальные плоскости — медицинские науки, изучающие патологию на разных уровнях организации жизни: субклеточном, клеточном, организменном и популяционном. На стыке вертикальных линий и горизонтальных плоскостей формируются конкретные медицинские науки.

Эпидемиологию изучают студенты всех медицинских учебных заведений Система медицинского образования в нашей стране включает учебные заведения трех уровней: средние медицинские учебные заведения, высшие медицинские учебные заведения и учебные заведения последипломного образования.

Подготовка врачей по эпидемиологии в этих учреждениях проводится на всех факультетах, но существенно различается по объему.

Изучение эпидемиологии врачами-клиницистами необходимо для приобретения ими навыков популяционного мышления и выполнения определенных профилактических функций. Важным элементом является знание основ госпитальной эпидемиологии.

Подготовка врачей-эпидемиологов осуществляется на медико-профилактических факультетах. В нашей стране сложилась непрерывная многоуровневая система последипломного образования различных специалистов, в том числе эпидемиологов, что обеспечивает возможность приобретения современных профессиональных знаний. Эпидемиологи могут работать в противоэпидемических учреждениях, научно-исследовательских институтах эпидемиологического профиля, в лечебно-профилактических учреждениях (родильные дома, стационары, поликлиники и т. п.).

- Читать далее "Метод эпидемиологии. Задачи эпидемиологического метода. Причинность. Причина в эпидемиологии и философии."

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: