Что делать если начальник хамит? Методы борьбы с хамством шефа на работе

Хамство, увы - это одна из особенностей наших реалий. Подчёркнутая вежливость, обращение к собеседнику по имени отчеству, обращение к незнакомому человеку на "вы", культура делового общения, культура обслуживания - всё это, к сожалению, не про наши края. Быть может потому, что долгое время подобное поведение подвергалось остракизму, как пережиток буржуазного общества, возможно виноваты какие-нибудь другие причины. Но факт остаётся фактом: нельзя выйти из дому, и быть при этом уверенным, что тебя не используют в качестве груши для вымещения собственной раздражённости, ненависти к жизни, или просто для поддержания тонуса.

В деловом общении ситуация сложилась неоднозначная. Попытки наших компаний перенять опыт западных моделей бизнеса для увеличения собственной конкурентной способности, привели к появлению у многих из них реально работающего регламента, правил, расчерчивающих отношения начальства и подчинённых, а также правил общения между сотрудниками. Это не может не радовать. Но, приходится констатировать, тем не менее, что на данный момент таких компаний меньшинство. Большая часть представляет собой пример отсутствия всякой корпоративной культуры общения, как таковой.

Легко отказаться от услуг компании, в которой вам, как вы считаете, незаслуженно нагрубили. Но что делать, если вы работаете здесь? Тогда это становится настоящей проблемой. Противостоять хамству со стороны своих коллег ещё можно, но что делать, когда хамит начальник? Ведь ему не так просто возразить, он и уволить может. Вот и приходится стоять, опустив голову, униженно выслушивая оскорбления в свой адрес. Что делать, если вы воочию столкнулись с таким начальником-хамом? Что ж, существует несколько рекомендаций на этот счёт.

Не молчите. Очень часто начальник начинает "распускаться", позволять себе всё более хамоватое поведение, лишь с молчаливого согласия окружающих. А на самом деле такие люди очень забиты, пугливы, не уверены в себе. Возможно, эта должность, которую они сейчас занимают - их единственное достижение, достаточно сомнительное, даже для них самих.

начальник на работе хамит

Вспомните, что у вас есть чувство собственного достоинства. Что вы, в первую очередь - человек, от рождения наделённый естественными правами. Во вторую - гражданин своей страны, чьи права на честь и достоинство защищены конституцией, в том числе статьями трудового кодекса. И уже только потом - вы подчинённый вот этого человека, который кричит вам гадости, раскрасневшись лицом.

Так что смело отвечайте, что признаёте свою ошибку (если это так), и берётесь исправить её (или не допускать повторения её впредь). Признайте, что критика справедлива, а обвинения обоснованы. И, тем не менее, вы не позволите обращаться с вами, как с мусором, и требуете уважительного отношения и прекращения словесной агрессии. Вполне возможно, что начальник тут же сдуется, а впредь будет относиться к вам с опаской. Люди, привыкшие кричать на тех, кто ниже их рангом, обычно не отличаются ни отвагой, ни силой характера. Они просто прикрывают собственные комплексы внешней агрессией. И не нападают на того, кто однажды дал им отпор.

Будьте спокойны. Применительно к первому совету, стоит отметить, что следует чётко разграничивать спокойный ответ и резкий, приводящий к эскалации конфликта. Последнего следует всеми средствами избегать. Вступая в перепалку, вы становитесь с хамом на один уровень, а это совсем не то, чего вам хотелось бы. Ваша задача - подняться над ним в своём спокойном признании собственной вины и одновременно требования уважительного к себе отношения.

Конечно, нелегко оставаться спокойным, если на вас кричат. Но тут помогут самые обычные, стандартные психологические практики, призванные усилить самоконтроль. Как только на вас стали кричать - обратите свой внутренний взор к своему телу. Чувствуете напряжение в мышцах? Сжались ли ваши кулаки? Напряглись ли мышцы брюшного пресса, ссутулилась ли спина? Если это так, то вам надо разжать кулаки, выпрямиться, глубоко вдохнуть, расслабив живот. Отвлекитесь от лица вашего собеседника, посмотрите на что-нибудь более приятное. Только поняв, что вы действительно успокоились, можно вступать в диалог.

начальник на работе хамит

Повышайте собственную квалификацию. Этот совет может показаться странным на первый взгляд, но на деле он один из самых действенных. Сотрудники часто склоняют виновато взор перед начальником, отчитывающим их за какой-то их промах, и терпеливо выносят оскорбления, из страха перед увольнением. Да и начальник, обращающийся с ними, как с рабами, делает это из внутренней уверенности, что эту бездарность можно выкинуть с работы в любой момент, и на его место тут же придёт проситься десяток таких же.

Поэтому, следует заняться своей профессиональной подготовкой. Даже если вы заняты каким-нибудь низко оплачиваемым и не престижным трудом, не требующим специального образования, это не значит, что вам некуда расти, не в чем совершенствоваться. Взять хотя бы профессию официанта, в которой заняты в основном молодые люди, только начинающие свой жизненный путь. Все мы знаем, что официант официанту - рознь. Один расторопен и собран, отличается хорошей памятью, подчёркнуто вежлив, опрятен, красиво говорит. А другой вызывает только раздражение своим потерянным и неряшливым видом, неуклюжими и неуважительными фразами. Отношение начальника к первому и второму будет разным, не так ли? Ваша задача сделать так, чтобы ваш шеф стал бояться потерять вас, тогда и речи его в момент станут куда более почтительными.

Смените работу. К счастью, это не возбраняется любому свободному человеку. Некоторые профессии часто подразумевают резкое общение. Некоторая корпоративная культура как раз и состоит в том, чтобы, не стесняясь в выражениях, выпускать пар друг на друга в процессе производства. В некоторых хороших клубах, к примеру, охрана столь вежлива к посетителям как раз за счёт муштры, которой её подвергают в рабочее время инструкторы и начальники. Если вас не устраивает подобный расклад - значит, время искать другую работу.

В целом, все эти советы можно резюмировать одной фразой: знайте себе цену, и работайте над тем, чтобы эта цена постоянно росла. Тогда хамство на работе будет обходить вас стороной, и вы обретёте долгожданный покой и должное уважение.

- Вернуться в оглавление раздела "Психология."

Материал подготовлен - редакторами сайта MedicalPlanet

Кратко о сайте:
Медицинский сайт MedicalPlanet.su является некоммерческим ресурсом для всеобщего и бесплатного развития медицинских работников.
Материалы подготовлены и размещены после модерации редакцией сайта, в составе которой только лица с высшим медицинским образованием.
Ни один из материалов не может быть применен на практике без консультации лечащего врача.
Вопросы, замечания принимаются по адресу admin@medicalplanet.su
По этому же адресу мы оперативно предоставим вам координаты автора, заинтересовавшей вас статьи.
Если планируется использование отрывков размещенных текстов - обязательно размещение обратной ссылки на страницу источник.