Учет профилактики в детской стоматологии. Этапы профилактики аномалий прикуса

Учет работы по профилактике аномалий прикуса отражается детским стоматологом в дневнике работы врача-стоматолога и журнале учета профилактических осмотров полости рта. В журнале отмечают детей с физиологическим прикусом (I диспансерная группа), детей, к моменту обследования лечащихся у ортодонта, детей с факторами риска (II диспансерная группа) и детей с формирующимися или сформированными аномалиями прикуса (группы III-A и Ш-Б), а также делается отметка о проведенной работе (направление на санацию носоглотки, инструктаж о правильном глотании, борьба с вредными привычками сосания пальцев и посторонних предметов, направление на детское протезирование, на оперативное лечение укороченной уздечки языка, сошлифовка по показаниям выступающих бугров клыков, направление к логопеду, ортодонту и др.).

Для суждения об эффективности ежегодных профилактических осмотров дошкольников и школьников целесообразно вести предлагаемую «Групповую (классную) ведомость» —- приложение к необходимой документации, в которую каждый год вносят итоги осмотра одного и того же класса. Ведомость дает четкое представление о динамике состояния прикуса у детей в течение нескольких лет и позволяет судить об эффективности профилактической работы, проведенной детскими- стоматологами с детьми II диспансерной группы.

Если профилактическая работа в школе проводится врачом-ортодонтом, то она отражается в учетной документации, а также в рекомендованной нами ведомости.
В организационном плане профилактика аномалий прикуса у детей проходит ряд этапов.

I этап — подготовительный. В этот период ортодонт-куратор проводит 2-3 занятия с детскими стоматологами прикрепленного участка, детского сада, школы, напоминает им основные причины аномалий прикуса, признаки формирующихся и сформированных аномалий прикуса. Затем подготавливается необходимая документация.

профилактика в стоматологии

II этап — специальный осмотр (терапевтический и ортодонтический) и лечение зубов. Формирование диспансерных групп, проведение профилактической работы (санация полости рта, направление на санацию носоглотки и др.).

III этап — определение сроков наблюдения и лечения. Он проводится после осмотра и санации полости рта у детей. Ведомость по выявлению и профилактике аномалий прикуса заполняется в двух экземплярах, один из которых остается у детского стоматолога и служит документом, по которому контролируется профилактическая работа в группе, классе, другой поступает к ортодонту для анализа и отчета.

В качестве примера значимости специфической профилактики аномалий прикуса у школьников начальных классов приведем наши данные, доложенные на VIII Всесоюзном съезде стоматологов в 1987 г.

Специфическая профилактика аномалий прикуса, проведенная нами у 471 учащегося первых и вторых классов, взятых на диспансерный учет, состояла в устранении факторов риска, нормализации дыхания, глотания, речи, пластики уздечки верхней и нижней губ, языка, нивелировки прикуса", раннем протезировании. Диспансерные группы формируются так, как мы излагали выше.

В начале диспансеризации детей 1-2 классов в I диспансерную группу вошло 26,05±2,01% детей, группа риска (II) составила 17764±1,75%, 50,84±2,29% детей имели начальные признаки аномалий прикуса и у 5,46±1,02% детей отмечались стойкие аномалии прикуса.

Двухгодичная работа с группой риска (II) и группой с начальными признаками аномалий прикуса (III-А) привела к увеличению детей в I диспансерной группе более чем в 2 раза, почти в 5 раз уменьшилось количество детей в группе риска (II). Количество детей в диспансерной группе III-А уменьшилось более чем в 1,5 раза. В то же время группа III-Б выросла на 2,3$%. В целом через 2 года специфической профилактики количество детей с физиологическим прикусом возросло на 31,06%, резко уменьшилось количество детей с факторами риска (на 14,03%), распространенность аномалий прикуса снизилась на 17,03% — как результат активной профилактической работы.

- Вернуться в оглавление раздела "Стоматология"

Оглавление темы "Профилактика аномалий прикуса":
1. Полные съемные протезы. Показания к съемному протезированию детей
2. Зубоальвеолярное удлинение. Лечение зубоальвеолярного удлинения
3. Челюстно-лицевое протезирование у детей. Эффективность детского протезирования
4. Профилактика аномалий прикуса. Забота о здоровье ребенка
5. Организация профилактики аномалий прикуса. Работа современного детского стоматолога
6. Признаки неправильного ротового дыхания. Задачи детского ортодонта
7. Здоровая ротовая полость у детей. Признаки формирующейся аномалии прикуса
8. Отсутствие физиологических диастем. Тактика при отсутствии физиологических диастем
9. Вестибулярные детские пластинки. Профилактика аномалий прикуса у детей
10. Учет профилактики в детской стоматологии. Этапы профилактики аномалий прикуса

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: