Здоровая ротовая полость у детей. Признаки формирующейся аномалии прикуса

Перед детскими стоматологами и ортодонтами стоит еще одна основная задача — способствовать формированию здоровой полости рта у детей. Решение этой задачи достигается проведением комплекса мероприятий, среди которых основное Место занимают санация полости рта и предупреждение и устранение аномалий прикуса.

Эта задача объединяет интересы детских стоматологов и ортодонтов, детский стоматолог должен знать, как формировать диспансерные группы, объем работы в этих группах, а также владеть диагностикой начальных признаков формирующихся и сформированных деформаций.

Диспансерные группы формируются следующим образом:
— в I группу относятся дети, у которых отмечается нормальное, соответственно возрасту, количество зубов и физиологический (ортогнатический или прямой) прикус, здоровые зубы или компенсированная форма активности кариеса, правильное смыкание губ. Эти дети правильно откусывают и разжевывают пищу, у них не нарушено глотание, дыхание, речь;
— во II группу объединяют детей также с физиологическим прикусом, однако у них имеются налицо факторы, которые могут способствовать развитию аномалий прикуса, а именно: нарушенная функция дыхания, глотания, речи, вредные -привычки, есть дефекты зубного ряда, декомпенсированная форма активности кариеса, отклонения в сроках прорезывания постоянных зубов как следствие преждевременного удаления временных зубов, отмечаются короткие уздечки языка и верхней губы;
— в III группу входят дети с формирующимися (III-A) и сформированными (III-Б) аномалиями прикуса.

Признаки формирующейся аномалии прикуса в периоде временных зубов следующие:
— небольшая протрузия верхних резцов на фоне вредных привычек сосания пустышки, пальцев;
— отсутствие физиологических трем и диастем в 4,5-5-летнем возрасте;
— неустойчивое положение нижней челюсти в центральной окклюзии (периодическое мезиальное или латеральное);
— смещение зубов в сторону дефекта зубного ряда и др. Признаки формирующейся деформации возрасте 6-9 лет, в начальный период сменного прикуса, следующие:
— незначительные повороты по оси прорезавшихся постоянных центральных и боковых резцов;

ротовая полость у детей

— диастема между центральными резцами при отсутствии боковых резцов;
— смещение первого постоянного моляра в сторону ранее удаленного второго временного моляра;
— отсутствие окклюзионного контакта (до 1-1,5 мм) между резцами верхней и нижней челюсти в вертикальной и сагиттальной плоскости;
— небольшое изменение наклона коронок верхних и нижних резцов в период прорезывания «в оральном или вестибулярном направлении;
— недостаток места в зубной дуге для прорезывающегося постоянного зуба;

— изменение положения постоянного зуба в связи с прорезыванием рядом расположенного сверхкомплектного зуба;
— плоское или по одной линии расположение нижних постоянных резцов;
— перекрытие зубов во фронтальном участке более чем на 1/3.

Дети I группы осматриваются детским стоматологом ежегодно, в следующем учебном году их надо повторно осмотреть, ибо в их среде могут появиться дети с вновь возникшей патологией.

Дети II диспансерной группы являются объектом особой заботы детского стоматолога. В зависимости от выявленной неблагоприятной причины, способной вызвать аномалию прикуса, их следует направить на консультацию и лечение к отоларингологу (в случаях преимущественно ротового дыхания) или обучить правильному глотанию (после ревизии состояния уздечки языка, при короткой уздечке показана пластика), при наличии привычек сосания проводится воспитательная работа, при нарушении сроков прорезывания постоянных зубов назначается преимущественно твердая пища, при наличии дефектов зубного ряда ребенок направляется на детское профилактическое протезирование. При повторной санации в текущем году врач контролирует выполнение своих назначений.

- Читать далее "Отсутствие физиологических диастем. Тактика при отсутствии физиологических диастем"

Оглавление темы "Профилактика аномалий прикуса":
1. Полные съемные протезы. Показания к съемному протезированию детей
2. Зубоальвеолярное удлинение. Лечение зубоальвеолярного удлинения
3. Челюстно-лицевое протезирование у детей. Эффективность детского протезирования
4. Профилактика аномалий прикуса. Забота о здоровье ребенка
5. Организация профилактики аномалий прикуса. Работа современного детского стоматолога
6. Признаки неправильного ротового дыхания. Задачи детского ортодонта
7. Здоровая ротовая полость у детей. Признаки формирующейся аномалии прикуса
8. Отсутствие физиологических диастем. Тактика при отсутствии физиологических диастем
9. Вестибулярные детские пластинки. Профилактика аномалий прикуса у детей
10. Учет профилактики в детской стоматологии. Этапы профилактики аномалий прикуса

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: