Стоматология как самостоятельная отрасль медицины

Как самостоятельная дисциплина стоматология окончательно сформировалась лишь к первой половине XX-го века, возникнув на стыке челюстно-лицевой хирургии и зубоврачевания. Само понятие «стоматология» означает дословно «наука о рте» («стомато» -родительный падеж от слова «рот», а «логос» – «слово»), и включает в себя раздел медицины, занимающийся изучением строения зубов и всей полости рта, их функционированием, возможными патологиями и способами их профилактики и лечения.

Если развитие хирургии имело общие в медицине тенденции развития, то зубоврачебная практика вплоть до XVIII-го века никак не относилась к медицинской практике, и носило характер экстренной помощи при зубных болях, выраженное в простейшем удалении зуба. Нет зуба – нет боли! О каком научном методе и медицинской практике при таком подходе можно было говорить, если экстренная медицинская помощь страждущим зубными недугами людей занимались брадобреи, банщики и ремесленники со столярным инструментом?

Впервые как наука медицинская отрасль, относящаяся к зубу и полости рта, отмечена в начале XVIII-го века вместе с трудами французского врача Фошара. Именно его перу принадлежат первые труды, обобщающие весь накопленный человечеством опыт от применения специальных лекарственных зелий, теории и технологий пломбирования. Именно его работы заложили основу для развития науки, окончательно закрепившейся после изобретения основного инструмента современного стоматолога – бормашины и известных и поныне понятий и способов лечения. В частности, применение мышьяка (мышьяковистой кислоты) для некротизации (умерщвления) пульпы (мягкой зубной ткани).

стоматология

История развития стоматологии в России и подавно отставала от европейской прогрессивной науки. Лишь в 1810-м году был утвержден закон, по которому право на врачебную практику предоставлялось не ремесленникам и брадобреям, а специально обученным и подготовленным людям с медицинским образованием. Именно тогда в России появилось и само понятие «зубной лекарь».

Однако, только в 1900-м году практика «ученичества», то есть, передача знаний и навыков от мастера к ученику-подмастерью была официально запрещена, что положило начало подготовке действительно профессиональных кадров в отрасли.

Современная стоматология в России шагнула далеко вперед. В первую очередь, за счет разработок и методик зарубежных специалистов. Современная медицинская стоматологическая техника и инструментарий имеет мало общего с допотопными советскими бормашинами и пломбировочными материалами на основе безнадежно устаревшего цемента.

Но современная техника требует от специалистов и соответствующих знаний. Знаний, полученных в профилированных медицинских учреждениях, не достаточно для освоения новой техники и методик. Нынешний специалист-стоматолог учится и совершенствует свои знания на протяжении всей своей врачебной практики: проходит обучение за границей, знакомится с переводами статей зарубежных коллег, проходит периодическую переподготовку и переобучение на различных курсах и тренингах.

- Вернуться в оглавление раздела "Стоматология"

Оглавление темы "Диагностика в стоматологии.":
1. Косноязычие. Миогимнастика.
2. Неправильное глотание. Результаты ортодонтического лечения нарушения глотания.
3. Профилактика зубочелюстных аномалий.
4. Протезирование детей. Протезирование при повреждении зубов в результате травмы.
5. Вкладки для восстановления зубов у детей.
6. Детские съемные протезы. Штифтовые зубы детские.
7. Антропометрические точки на черепе. Биометрическое профильное поле.
8. Физиологическая проба по И. С. Рубинову. Мастикациография.
9. Измерение углов нижней челюсти. Линия Дрейфуса. Симона гнатостат.
10. Симона фотостат. Телерентгенография. Томография. Электровозбудимость пульпы зуба.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: