Факторы успешности протезирования ампутированной конечности
В различные периоды овладения протезами роль отдельных анализаторов неодинакова. В начале обучения ведущую роль играет зрительный анализатор; в первые дни ходьбы на протезах ампутированные строго контролируют свои движения зрением — смотрят на пол, на протезы; в темноте или с закрытыми глазами они передвигаться не могут. Слепые после ампутации верхних конечностей пользоваться протезами не могут.
В последующем, когда движение автоматизируется и образуется навык, ведущее значение приобретает двигательный анализатор.
Очень важно, чтобы обучающийся понимал цель и значение упражнений и хорошо представлял, как надо выполнять то или иное движение. В этом отношении большое значение имеет, кроме объяснения, показ движений.
Сложные упражнения обучающий должен проделать несколько раз вместе с занимающимся, а некоторые упражнения, если нужно, вначале выполнять по частям.
Очень рекомендуются групповые занятия начинающих вместе с уже хорошо владеющими протезами, чтобы на примере других начинающий мог более успешно вырабатывать правильные движения.
Успешное овладение искусственными конечностями зависит от волевых качеств ампутированного и его целенаправленности. Люди апатичные, вялые, не уверенные в своих силах осваивают протезы труднее. В этих случаях уместно примененное ободряющее слово имеет большое значение.
Результат обучения в значительной степени зависит от состояния культи, общего состояния и возраста ампутированного. Физически крепкие и молодые люди с выносливой и безболезненной культей осваивают протезы быстрее. Поэтому укрепление всего организма и культи имеет большое значение, а для ампутированных, ослабленных после перенесенных тяжелых заболеваний и пожилых, является совершенно необходимым.
Среди факторов, влияющих на выработку правильных движений, особенно важное значение имеет подгонка протезов. Плохо подогнанный протез ведет к образованию неправильного двигательного навыка в виде утомительных компенсаторных движений. Длительное пользование плохо подогнанным протезом закрепляет неправильный навык. Исправление его впоследствии представляет значительные, иногда непреодолимые трудности.
Поэтому к обучению пользованию искусственными конечностями следует приступать лишь после хорошо произведенной подгонки и регулировки протезов, когда устранены все дефекты, которые можно выявить только при получении и опробовании их ампутированным.
Образование навыка пользования искусственными конечностями, как и всех других двигательных навыков, проходит три стадии. Первая стадия характеризуется недостаточной координацией и скованностью движений, что обусловлено иррадиацией нервных процессов, возбуждением большого числа нервных центров. Во второй стадии в результате многократно повторяемых упражнений происходит концентрирование процессов возбуждения и торможения; движения уточняются, становятся более координированными, уверенными и менее скованными, стабилизируются. В последней, третьей стадии движения автоматизируются и превращаются п навык.
При обучении пользованию искусственными конечностями наибольшего внимания требует первая стадия, так как именно в этот период наблюдаются ненужные, лишние движения, которые в стадии стабилизации могут закрепиться и в дальнейшем исправляются с большим трудом.
- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Компенсаторные возможности после ампутации конечности. Возможности после ампутации"
Оглавление темы "Реабилитация после ампутации конечности":- Конечность после ампутации. Предпосылки к протезированию
- Факторы успешности протезирования ампутированной конечности
- Компенсаторные возможности после ампутации конечности. Возможности после ампутации
- Подготовка к протезированию после ампутации конечности
- Комнаты для тренировки протезированных конечностей. Оснащение
- Уход за культей после ампутации конечности. Закаливание кожи
- Уход за протезом конечности. Регулировка и подгонка
- Использование протезов нижних конечностей. Общие рекомендации
- Техника пользования костылями и палкой
- Надевание протеза после ампутации бедра. Вставание