Упражнения для коррекции осанки после ампутации конечностей. Принципы

Упражнения, которые направлены на устранение уже образовавшихся расстройств осанки, называются корригирующими, или исправляющими.
Эти же упражнения при применении их до появления дефектов осанки являются профилактическими.

Методика применения упражнений в случае, когда они применяются как корригирующие, иная в сравнении с тем, когда эти упражнения применяются с профилактической целью.
В первом случае эти упражнения являются основной частью урока, во втором — они являются лишь подготовительной частью его. Сказанным предопределяется и дальнейшее построение урока с учетом числа упражнений, их дозировки и т. д.

Принципы применения физических упражнений в смысле их последовательности, чередования и пр. остаются общими.
Составляя план занятий, следует помнить, что на осанку оказывает существенное влияние общее физическое и психическое состояние. Поэтому в уроки необходимо включать общеразвивающие упражнения и проводить занятия эмоционально, с настроением.

упражнения для осанки
Физические упражнения при разном уровне надплечий
а —поднимание надплечья здоровой руки; б —поднимание надплечья здоровой руки и опускание другого надплечья; в — поднимание надплечья и наклон туловища; г — наклон туловища, рука скользит внерх по туловищу; д — наклон туловища с подниманием здоровой руки вверх; е— левой рукой коснуться правой лопатки; ж — здоровую руку в сторону, другую вперед; э — поворот туловища, руки вперед; и - вытягивание здоровой руки вверх; к—здоровую руку за голову; л — здоровую руку вверх, другую назад; л —«выбрасывание» здоровой руки вверх, а культи назад; к—выпад вперед со сгибанием здоровой руки вверх, а культи назад; о —толчки здоровой рукой вперед — вверх; я — выпад вперед с толчком здоровой рукой вперед—вверх; р — правую культю к левой пятке; с — стремление коснуться культей задней ножки табуретки.

Применение общеразвивающих упражнений на уроках с корригирующей целью важно потому, что морфологически осанка определяется многими условиями, зависящими от состояния общего тонуса организма и, в частности, от состояния опорно-двигательного аппарата.
Основным признаком, характеризующим осанку, является форма позвоночного столба.

Вследствие существующей взаимосвязи все особенности формы позвоночника отражаются на осанке, и вместе с тем другие факторы, характеризующие осанку, оказывают влияние па форму позвоночника. Благодаря весьма подвижной связи плечевого пояса с позвоночником изменение уровня надплечий не так заметно сказывается па форме позвоночника. Тем не менее длительное неправильное положение плечевого пояса может нарушить нормальную форму позвоночника.
По мнению некоторых авторов, всякое нарушение осанки является начальной степенью искривления позвоночника.

В борьбе с расстройствами осанки (в особенности с начальными формами) эффективным средством являются физические упражнения.
Элементы воспитательного характера на уроках корригирующей гимнастики имеют большое значение, если учесть, что осанка — привычное положение тела и что правильную осанку нужно вырабатывать.

Весьма ценным в этом отношении является воспитание ощущения правильной осанки.
Для выработки такого ощущения может быть рекомендован следующий способ: стоя перед зеркалом, на котором нанесена краской горизонтальная линия, занимающийся под контролем зрения по этой линии устанавливает надплечья на одном уровне. Постояв и прочувствовав это положение надплечий, он удаляется от зеркала, продолжая сохранять принятое положение надплечий. Через некоторое время возвращается к зеркалу и вновь проверяет осанку.

Для большего удобства применения этого способа нами предложено следующее устройство: посредине зеркала прикрепляется вертикальная металлическая или деревянная планка (рейка), на которой при помощи хомутика с барашком скользит и может быть зафиксирована на любой высоте в зависимости от роста занимающегося) поперечная планка.

С целью учета эффективности специальных упражнений необходимо не менее двух (перед началом и в конце) обследований занимающихся.

Наименьшее количество учитываемых признаков при этом следующее:
1. Уровень стояния надплечий.
2. Уровень стояния углов лопаток.
3. Расстояние между краями лопаток.

Два первых признака определяются упомянутыми в предыдущем разделе лордозоплечемером и ортопедическим отвесом.
Определение расстояния между позвоночными краями лопаток, что представляется важным при крыловидных лопатках и смещении надплечий вперед, производится обычным измерением линейкой с делениями (в см).

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Недостаточность стопы после ампутации ноги. Профилактика плоскостопия"

Оглавление темы "Реабилитация после ампутации конечностей":
  1. Упражнения для коррекции осанки после ампутации конечностей. Принципы
  2. Недостаточность стопы после ампутации ноги. Профилактика плоскостопия
  3. Нарушения подвижности суставов после ампутации. Послеампутационные контрактуры
  4. Послеампутационные контрактуры тазобедренного и коленного суставов. Лечение
  5. Послеампутационные контрактуры голеностопного и плечевого суставов. Лечение
  6. Послеампутационные контрактуры локтевого и лучезапястного суставов. Лечение
  7. Оценка движений в суставах после ампутации. Техника измерений
  8. Развитие мышц после расщепления предплечья - операции Крукенберга
  9. Лечебная физическая культура после ампутации конечности. Задачи
  10. Физкультура после ампутации руки. Упражнения

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: