Факторы влияющие на реабилитацию после ампутации конечностей. Освоение протезов

Известно, что развитие компенсаторных функций в юношеском возрасте течет активнее, чем в пожилом. Доказано, что степень совершенства управления своими движениями (своим телом) зависит от развития двигательного анализатора. По литературным данным морфологическое и функциональное формирование двигательного анализатора происходит к 13—14 годам.

Изучением движений, выполняемых детьми разного возраста, установлено, что к этому времени достигается уже такая точность, какая наблюдается у взрослых. Отмечено, например, что маленькие дети относительно неуклюжи потому, что их движения замедленны. Малейшее убыстрение движений затрудняет дифференцирование мышечных ощущений и нарушает возможность пространственного управления движениями (В. С. Фарфель),

Для развития компенсаторных процессов большое значение имеет состояние центральной нервной системы. При ее нормальном состоянии развитие компенсации происходит значительно быстрее и совершеннее и, напротив, выраженные отклонения в нервной деятельности отрицательно сказываются на процессах развития компенсации.

Понятно, что всякая тренировка функций связана с выработкой системы условных связей. Поэтому компенсация особенно страдает, если нарушается высшая нервная деятельность и затрудняется образование условно-рефлекторных связей (А. М. Зимкина).

протез после ампутации конечностей

Выше упоминалось, что социальные интересы, стремление к трудовой деятельности имеют исключительно большое значение для развития компенсаторной приспособляемости и восстановления трудоспособности. Многочисленные примеры, демонстрирующие влияние социальных условий на приспособляемость, видел каждый, кто в годы Великой Отечественной войны оказывал помощь раненым бойцам нашей героической армии.
Движимые патриотическим чувством, раненые бойцы и командиры возвращались в строй для защиты Родины, когда по тяжести увечья, казалось, они не могли больше вернуться к своей трудной военной специальности.

Значение установки, интереса, волевых качеств на восстановление трудоспособности можно иллюстрировать следующим примером: два человека одинакового возраста и пола, после одинаковой ампутации — один из них стремится и достигает того, что возвращается к своей сложной и трудной профессии, другой смирился со своим положением инвалида и перестает быть полезным обществу. Жизнь показывает, что таких сравнительно немного, что большинство возвращается к трудовой деятельности, что благодаря их социальным интересам успешно развивается компенсаторная адаптация. Однако и в таких случаях необходимо этим процессом руководить и направлять его по правильному пути.
В ином случае компенсация может быть низкой в сравнении с тем, какой можно достигнуть под опытным руководством. Больше того, неправильно сформировавшаяся компенсаторная деятельность с трудом поддается переделке.

Ампутация конечностей, как уже упоминалось, сопровождается значительной психической травмой, которая всегда переносится остро и тяжело. Ободряющее слово персонала о том, что не все потеряно, что еще можно вернуться к трудовой деятельности, имеет большое значение. Еще большее значение имеет пример, когда оказавшийся без рук на примере себе подобных видит, что имеются искусственные руки, которыми можно научиться многое делать, что многое по самообслуживанию можно научиться делать с использованием культи или простого приспособления.

Это помогает пострадавшему быстрее и легче выйти из острого периода психической депрессии и вместе с другими активно включиться в процесс возвращения к полноценной жизни. С этой точки зрения создание соответствующих условий для развития компенсаторной приспособляемости в специализированных отделениях вполне целесообразно и оправдано.

- Возврат в раздел сайта "реабилитация"

Оглавление темы "Пользование протезами после ампутации":
  1. Обучение письму, одеванию одежды протезами предплечий после ампутации. Техника
  2. Пользование протезами после ампутации одной руки. Техника одевания
  3. Пользование культями после ампутации рук. Техника
  4. Самообслуживание культями после ампутации рук. Техника еды, питья, умывания, одевания
  5. Самообслуживание культями после ампутации предплечий и кистей. Техника
  6. Пользование ногами, приспособлениями после ампутации рук. Техника
  7. Компенсация ампутации конечности. Приспособление пациента
  8. Культя после ампутации. Требования к протезной культе
  9. Протезы конечностей после ампутации. Особенности освоения
  10. Факторы влияющие на реабилитацию после ампутации конечностей. Освоение протезов

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: