Комнаты для тренировки протезированных конечностей. Оснащение

Для обеспечения правильного обучения пользованию искусственными конечностями требуются соответствующие условия:
1) опытный или достаточно подготовленный в этой области персонал;
2) место для проведения занятий (кабинет, тренировочная площадка);
3) специальное оборудование.

Первое пояснений не требует. Остановимся на других условиях.
Кабинет для проведения занятий должен быть светлым и достаточно просторным, чтобы длина его позволяла сделать хотя бы десять шагов. Желательна площадь не менее 40 м2, пол — гладкий, но не скользкий, лучше деревянный или пробковый.

На одной или двух (противоположных) стенах необходимо установить большие зеркала, чтобы обучающийся мог контролировать свои движения и осанку. Для работы над осанкой рекомендуется иметь несложное приспособление, состоящее из деревянной или металлической вертикальной планки, прикрепленной к раме зеркала, и скользящей по ней поперечной планки, которая посредством хомутика с барашком закрепляется на той или иной высоте вертикальной планки в зависимости от роста ампутированного. Ширина планки—1,5—2 см. Длина поперечной планки — 40 см, вертикальной — соответственно размеру зеркала.

тренировка протезированных конечностей
Дорожки для выработки шага

На полу нужно сделать несколько дорожек со следами для выработки шагов одинаковой длины и две дорожки шириной 35 и 45 см для предупреждения широкого расставления ног при ходьбе, что часто наблюдается после ампутации обоих бедер. Следы удобнее наносить посредством контура (трафарета), изготовленного из папки, фанеры, жести или пластмассы. Предварительно посредине предполагаемой дорожки (вдоль ее) проводится мелом ориентировочная средняя линия. По обеим сторонам от нее с учетом длины и ширины шага накладывается контур, по которому масляной или нитроглифталевой краской изображается след.

I дорожка. Длина шага — 40 см (расстояние от пятки одного следа до пятки другого), внутренний край пятки отстоит от средней линии па 4 см, расстояние от внутреннего края носка до средней линии — 8 см.
II дорожка. Длина шага — 50 см, расстояние от пятки до средней линии — 3 см, от носка — 7 см.
III дорожка. Длина шага — 60 см, расстояние от пятки до средней линии — 1 см, от носка — 7 см.
IV дорожка. Длина шага — 70 см, внутренний край пятки касается средней линии, расстояние от носка — 5 см, размер (длина) следа — 25 см.

Все дорожки разделяются прямыми сплошными или прерывистыми линиями толщиной 1,5—2 см.
При обучении ходьбе па протезах обязателен метроном. Он служит для выработки ритмичной, равномерной походки. Этого же можно достигнуть маршевой музыкой.

Для развития равновесия, координации, а также тренировки преодоления всевозможных препятствий, встречающихся в различных условиях местности, применяются барьеры. Они могут быть двух типов. Одни из них представляют собой металлическую или деревянную перекладину длиной 85—100 см, укрепленную на стойках высотой 5, 10, 15 см и т. д., и предназначены для тренировки преодоления препятствия в высоту. Другие имеют двойную перекладину, которая при помощи барашка может закрепляться как в горизонтальном, так и в вертикальном положении, чем достигается увеличение препятствия как в высоту, так и в ширину.

При обучении стоянию и ходьбе в первые дни пользования протезами для лучшего сохранения равновесия, устойчивости и большей уверенности при выполнении упражнений рекомендуется иметь раздвижные в высоту (от 70 см до 1 м) брусья: либо параллельные передвижные, либо один брус, прикрепленный неподвижно к стене.

Для подбора палки необходимой длины нужно иметь раздвижную палку, сантиметровую ленту, угломер или приспособление для измерения угла сгибания в локтевом суставе. Для изготовления раздвижной палки обычную палку (трость) перепиливают на расстоянии 15—20 см от ручки. Металлической трубкой обе части соединяются таким образом, что один конец трубки надевается па верхний отрезок палки и закрепляется на нем неподвижно, другим концом трубка надевается на нижний отрезок; закрепляя ее посредством стопора в любом месте отрезка, можно регулировать длину палки.

тренировка протезированных конечностей
Барьеры для ходьбы

Приспособление для измерения угла сгибания локтевого сустава состоит из двух планок (бранш), соединенных под углом 135°. Оно может быть деревянным, металлическим, пластмассовым, со складными браншами или закрепленными неподвижно. Длина бранши— 20 см, ширина — 1,5 см.

Одним из показателей улучшения равновесия, устойчивости и способности нагружать культю является уменьшение степени нагрузки на палки и костыли при пользовании ими. Степень нагрузки определяется посредством костылей-динамометров и палок-динамометров.

В кабинете необходимо иметь палку-динамометр и два костыля-динамометра. Пользование ими производится как обычно. При применении костылей оценка ведется следующим образом: по показанию верхнего динамометра определяется степень давления на подмышечную впадину; по показанию нижнего динамометра определяется общая нагрузка на костыль. Разница в показаниях составляет степень опоры на руки.
Динамометры прикрепляются к костылям посредством деталей. Степень опоры (нагрузки) определяется по шкале динамометра. Учитывается наивысшее показание при трехкратной нагрузке на палки или костыли через 5—6 шагов.

Для учета количества сделанных шагов в течение дня или пройденного пути, что очень существенно знать, необходим шагомер, который посредством ремешка, как ручные часы, прикрепляется на гильзе голени протеза.
После предварительного обучения ходьбе в кабинете необходимо продолжать замятия на тренировочной площадке.

Тренировочная площадка должна иметь асфальтовую, песчаную и булыжную дорожки. На асфальт наносятся следы шагов различной длины, как и в кабинете, только длину шагов целесообразно увеличить на 3— 5 см. Между песчаной и булыжной дорожками устанавливаются перила для большей уверенности при ходьбе по неровной поверхности в первые дни. В связи с различным ростом обучающихся половину перил следует сделать высотою 95 см, другую половину — 75 см.

Для обучения подъему и спуску по неровному рельефу устраивается горка высотой 1 —1,5 м с. различной крутизной склонов. С целью обучения входу и выходу из трамвая и троллейбуса рекомендуется сделать устойчивую лестницу из 2—3 ступенек с площадкой наверху и поручнями.

Для успешной выработки навыков пользования протезами верхних конечностей также требуется некоторое оснащение, а именно: стол без перекладин между ножками; винтовой стул для пианино или хирургический; подставка для книг, которую несложно сделать из куска листовой пластмассы (30 х 50 см); металлическая планка (20 х 2 см) или металлический угольник для удержания бумаги во время письма; полка размером 80 х 20 см, которая подвешивается на рейку гимнастической стенки на различной высоте в зависимости от роста ампутированного и степени освоения им протеза; разной величины и формы предметы, изготовленные из дерева, пластмассы, металла, резины, для тренировки в схвате, удержании и перестановке со стола на подвесную полку или с пола на стол и наоборот.

Стол рекомендуется покрыть пластмассовым листом с загнутыми вниз краями. Если пластмасса прозрачная (органическое стекло), то на поверхности, обращенной к столу, нарисовать фигуры соответственно форме имеющихся предметов для расстановки их во время тренировки на определенные места. Если пластмасса непрозрачная, то для той же цели наклеить вырезанные фигуры из бумаги. Покрытый пластмассовым листом стол используется и как скользящая поверхность при обучении письму, что значительно облегчает утомительный (в особенности в первые дни тренировки) процесс письма.
Для развития и совершенствования осязания рекомендуется иметь несколько одинаковых по форме и размеру, но разных по весу цилиндров с дужками, а также куски резины разной упругости.

Для тренировки мышечно-суставного чувства по амплитуде движения необходимо иметь приспособление к ростомеру. Оно состоит из фанерного круга со шкалой в градусах и рычага с подвижной площадкой для упора культи. Рычаг одновременно служит и стрелкой. Круг надевается на стойку обычного ростомера и закрепляется имеющимся барашком на той или иной высоте в зависимости от роста ампутированного. На рычаге имеются отверстия, а на круге два крючка, позволяющие подвешивать пружинный безмен для тренировки мышечно-суставного чувства по усилию для преодоления сопротивления.

Для выработки навыков обращения с разнообразными предметами обихода необходимо иметь: тарелку небьющуюся (алюминиевую или пластмассовую), кружку жестяную, ложки (столовую и чайную), нож, вилку, зубную щетку, расческу, губку, полотенце, щетку, телефонный аппарат, альбомы для разрисовок, шашки, шахматы и пр.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Уход за культей после ампутации конечности. Закаливание кожи"

Оглавление темы "Реабилитация после ампутации конечности":
  1. Конечность после ампутации. Предпосылки к протезированию
  2. Факторы успешности протезирования ампутированной конечности
  3. Компенсаторные возможности после ампутации конечности. Возможности после ампутации
  4. Подготовка к протезированию после ампутации конечности
  5. Комнаты для тренировки протезированных конечностей. Оснащение
  6. Уход за культей после ампутации конечности. Закаливание кожи
  7. Уход за протезом конечности. Регулировка и подгонка
  8. Использование протезов нижних конечностей. Общие рекомендации
  9. Техника пользования костылями и палкой
  10. Надевание протеза после ампутации бедра. Вставание

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: