Пользование ногами, приспособлениями после ампутации рук. Техника
После ампутации плеч в верхней трети и вычленения конечностей, когда функция культи и надплечья может быть использована незначительно, целесообразно развивать навыки пользования ногами, особенно когда ампутированные лишены постороннего ухода. При обучении обслуживанию ногами необходимо обучать различным приемам взятия предметов: стопами, между первым и вторым пальцами, между пальцами и подошвенной поверхностью стопы. После тренировки в захвате, переставлеиии предметов приступают к выработке навыков самообслуживания (еды, питья, надевания одежды и др.).
Для самообслуживания ногами необходимо, чтобы пальцы не были закрыты, поддерживалась чистота ног, а также, как и вообще после ампутации верхних конечностей, только более тщательно и чаще, производилось полоскание рта.
При выполнении некоторых действий допустимо также пользование ртом.
В подготовительном периоде до получения постоянных протезов рекомендуется пользоваться приспособлениями для самообслуживания, посредством которых можно принимать пищу, осуществлять утренний туалет, писать.
Прежде всего следует отметить наиболее простое приспособление— резиновую манжетку с канальцами-петлями для ложки (вилки), ручки, а также манжетку с застежкой типа Павлова. Последняя надевается без посторонней помощи и имеет кожаные петли для ручки, ложки, зубной щетки. Культя помещается в гильзу. Затем другой культей, подбородком или давлением о неподвижный предмет пряжка застегивается. Процесс обучения пользованию этими простейшими приспособлениями одинаков. Прием пищи, утренний туалет осваиваются в первые 1—3 дня, для обучения письму в зависимости от длины культи требуется 15—30 дней.
Надевание резиновой манжетки и закрепление предметов самообслуживания производится с посторонней помощью (за исключением некоторых случаев после ампутации предплечий). Сам же процесс приема пищи и письма производится самостоятельно.
а — надеть гильзу па более длинную культю; б — при наклоне и повороте туловища в противоположную сторону надеть гильзу на другую культю; в — движением надплечий и культей придать приспособлениям удобное положение.
В 1959 г. в Ленинградском научно-исследовательском институте протезирования разработаны приспособления, состоящие из приемника, прикрепленного к гильзе плеча (или наплечника) посредством шарового шарнира, и зажима с одной активной тягой на стороне менее полноценной культи. Комплекс предметов самообслуживания включает ложки (столовую и чайную), вилку, нож, подстаканник, карандаш, ручку для письма, расческу, губку, зубную щетку. Закрепляются предметы на хвостовиках, вставляющихся в отверстие в корпусе приемника. Надевается приспособление без посторонней помощи, дает возможность самостоятельно принимать пищу, осуществлять утренний туалет, писать.
Надевание приспособления может осуществляться несколькими способами, в зависимости от крепления и уровня ампутации (плечо, вычленение конечности).
После ампутации плеча при тесемочном креплении сначала надевается гильза на более длинную культю, затем при наклоне и повороте туловища в противоположную сторону надевается гильза на другую культю.
При креплении кожаной гильзы застежками Павлова после помещения культи в гильзу производится застегивание пряжки (опорой о край стола или другой культей).
После вычленения плеча приспособление надевается через голову при активном участии надплечий и шейного отдела позвоночника; когда крепление застегнуто, надевается один наплечник, другой движением туловища перемещается к противоположному надплечью, на который и надевается при наклоне и сгибании туловища.
После освоения надевания производится обучение регулировке и фиксации шарнира в различных положениях путем поворота четырехрожковои головки о край стола.
а — письмо; б - перенос тяжести.
Затем необходимо приступить к обучению взятию предметов со стола, с подставки и действию ими. Приспособление осваивается легко.
Для облегчения самообслуживания и выполнения некоторых действий в быту применяются также различные конструкции лапок, посредством которых ампутированный может брать, переносить предметы, принимать пищу, писать и т. д..
Обучение производится по тому же принципу, как при пользовании манжетками.
Большое распространение имеют также рабочие приспособления в виде крючка с универсальным схватом, которыми можно выполнять те же функции, что и лапкой, но кроме того, возможно перенесение больших посильных для инвалида тяжестей (ведро с водой, чемодан и др.).
Для выполнения работ, связанных с профессией инвалида, наибольшее признание получили рабочие протезы Шульца, которые применяются при столярных, слесарных, плотничьих и различных сельскохозяйственных работах. Для надевания протеза культя вкладывается в гильзу и продвигается до соприкосновения с ватной подстилкой. Затем края гильзы закладываются один на другой и производится затягивание ремешков здоровой рукой (после ампутации одной конечности) или зубами (после ампутации обеих рук).
После обучения надеванию производится тренировка в закреплении различных насадок с инструментами в приемном отверстии гильзы и опробование приемов работы различными инструментами.
- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Компенсация ампутации конечности. Приспособление пациента"
Оглавление темы "Пользование протезами после ампутации":- Обучение письму, одеванию одежды протезами предплечий после ампутации. Техника
- Пользование протезами после ампутации одной руки. Техника одевания
- Пользование культями после ампутации рук. Техника
- Самообслуживание культями после ампутации рук. Техника еды, питья, умывания, одевания
- Самообслуживание культями после ампутации предплечий и кистей. Техника
- Пользование ногами, приспособлениями после ампутации рук. Техника
- Компенсация ампутации конечности. Приспособление пациента
- Культя после ампутации. Требования к протезной культе
- Протезы конечностей после ампутации. Особенности освоения
- Факторы влияющие на реабилитацию после ампутации конечностей. Освоение протезов