Пользование ногами, приспособлениями после ампутации рук. Техника

После ампутации плеч в верхней трети и вычленения конечностей, когда функция культи и надплечья может быть использована незначительно, целесообразно развивать навыки пользования ногами, особенно когда ампутированные лишены постороннего ухода. При обучении обслуживанию ногами необходимо обучать различным приемам взятия предметов: стопами, между первым и вторым пальцами, между пальцами и подошвенной поверхностью стопы. После тренировки в захвате, переставлеиии предметов приступают к выработке навыков самообслуживания (еды, питья, надевания одежды и др.).

Для самообслуживания ногами необходимо, чтобы пальцы не были закрыты, поддерживалась чистота ног, а также, как и вообще после ампутации верхних конечностей, только более тщательно и чаще, производилось полоскание рта.
При выполнении некоторых действий допустимо также пользование ртом.

В подготовительном периоде до получения постоянных протезов рекомендуется пользоваться приспособлениями для самообслуживания, посредством которых можно принимать пищу, осуществлять утренний туалет, писать.

Прежде всего следует отметить наиболее простое приспособление— резиновую манжетку с канальцами-петлями для ложки (вилки), ручки, а также манжетку с застежкой типа Павлова. Последняя надевается без посторонней помощи и имеет кожаные петли для ручки, ложки, зубной щетки. Культя помещается в гильзу. Затем другой культей, подбородком или давлением о неподвижный предмет пряжка застегивается. Процесс обучения пользованию этими простейшими приспособлениями одинаков. Прием пищи, утренний туалет осваиваются в первые 1—3 дня, для обучения письму в зависимости от длины культи требуется 15—30 дней.

Надевание резиновой манжетки и закрепление предметов самообслуживания производится с посторонней помощью (за исключением некоторых случаев после ампутации предплечий). Сам же процесс приема пищи и письма производится самостоятельно.

приспособления после ампутации рук
Надевание приспособления для самообслуживания после ампутации плеч (I способ).
а — надеть гильзу па более длинную культю; б — при наклоне и повороте туловища в противоположную сторону надеть гильзу на другую культю; в — движением надплечий и культей придать приспособлениям удобное положение.

В 1959 г. в Ленинградском научно-исследовательском институте протезирования разработаны приспособления, состоящие из приемника, прикрепленного к гильзе плеча (или наплечника) посредством шарового шарнира, и зажима с одной активной тягой на стороне менее полноценной культи. Комплекс предметов самообслуживания включает ложки (столовую и чайную), вилку, нож, подстаканник, карандаш, ручку для письма, расческу, губку, зубную щетку. Закрепляются предметы на хвостовиках, вставляющихся в отверстие в корпусе приемника. Надевается приспособление без посторонней помощи, дает возможность самостоятельно принимать пищу, осуществлять утренний туалет, писать.
Надевание приспособления может осуществляться несколькими способами, в зависимости от крепления и уровня ампутации (плечо, вычленение конечности).

После ампутации плеча при тесемочном креплении сначала надевается гильза на более длинную культю, затем при наклоне и повороте туловища в противоположную сторону надевается гильза на другую культю.
При креплении кожаной гильзы застежками Павлова после помещения культи в гильзу производится застегивание пряжки (опорой о край стола или другой культей).

После вычленения плеча приспособление надевается через голову при активном участии надплечий и шейного отдела позвоночника; когда крепление застегнуто, надевается один наплечник, другой движением туловища перемещается к противоположному надплечью, на который и надевается при наклоне и сгибании туловища.
После освоения надевания производится обучение регулировке и фиксации шарнира в различных положениях путем поворота четырехрожковои головки о край стола.

приспособления после ампутации рук
Пользование крючком с универсальным схватом.
а — письмо; б - перенос тяжести.

Затем необходимо приступить к обучению взятию предметов со стола, с подставки и действию ими. Приспособление осваивается легко.
Для облегчения самообслуживания и выполнения некоторых действий в быту применяются также различные конструкции лапок, посредством которых ампутированный может брать, переносить предметы, принимать пищу, писать и т. д..

Обучение производится по тому же принципу, как при пользовании манжетками.
Большое распространение имеют также рабочие приспособления в виде крючка с универсальным схватом, которыми можно выполнять те же функции, что и лапкой, но кроме того, возможно перенесение больших посильных для инвалида тяжестей (ведро с водой, чемодан и др.).

Для выполнения работ, связанных с профессией инвалида, наибольшее признание получили рабочие протезы Шульца, которые применяются при столярных, слесарных, плотничьих и различных сельскохозяйственных работах. Для надевания протеза культя вкладывается в гильзу и продвигается до соприкосновения с ватной подстилкой. Затем края гильзы закладываются один на другой и производится затягивание ремешков здоровой рукой (после ампутации одной конечности) или зубами (после ампутации обеих рук).
После обучения надеванию производится тренировка в закреплении различных насадок с инструментами в приемном отверстии гильзы и опробование приемов работы различными инструментами.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Компенсация ампутации конечности. Приспособление пациента"

Оглавление темы "Пользование протезами после ампутации":
  1. Обучение письму, одеванию одежды протезами предплечий после ампутации. Техника
  2. Пользование протезами после ампутации одной руки. Техника одевания
  3. Пользование культями после ампутации рук. Техника
  4. Самообслуживание культями после ампутации рук. Техника еды, питья, умывания, одевания
  5. Самообслуживание культями после ампутации предплечий и кистей. Техника
  6. Пользование ногами, приспособлениями после ампутации рук. Техника
  7. Компенсация ампутации конечности. Приспособление пациента
  8. Культя после ампутации. Требования к протезной культе
  9. Протезы конечностей после ампутации. Особенности освоения
  10. Факторы влияющие на реабилитацию после ампутации конечностей. Освоение протезов

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: