Факторы влияющие на обучение пользованию протезами рук после ампутации. Принципы

Методика излагается с учетом уровня ампутации и первичного снабжения активными протезами, разработанными в научно-исследовательском институте протезирования инженером Воронцовым. Принципиальная схема движений этих протезов в основном не отличается от протезов других конструкций, а в функциональном отношении является более совершенной. Кроме того, методика излагается с учетом, что после ампутации обеих конечностей в пределах одного сегмента ведущим протезом является правый (у правшей); после ампутации на уровне разных сегментов ведущим является протез конечности, усеченной более дистально. Основные принципы обучения распространяются и на другие конструкции протезов рук.

В каждой статье вначале описываются способы надевания протезов, затем — освоение основных движений и, наконец, методика выработки навыков самообслуживания. Учитывая, что образование навыка пользования протезами верхних конечностей, как и навыка ходьбы, проходит три стадии, в первое время пользования протезами следует обращать особое внимание на точность выполнения движений, на своевременное исправление неправильных, избыточных движений. Поэтому занятия по освоению движений протезов, взятию и удержанию предметов, основных элементов самообслуживания проводятся индивидуально с каждым ампутированным. При этом обращается внимание на выполнение каждого движения с возможно полной амплитудой и за счет соответствующих силовых источников. Целесообразно для контроля правильности выполнения движений проводить их перед зеркалом.

Наряду с непосредственным освоением протезов, на протяжении всего периода обучения применяются упражнения с целью развития силы, выносливости, координации, мышечно-суставного чувства и т. д. Занятия проводятся два раза в день. Первое заключается в тренировке в письме.

Сроки обучения пользованию протезами различны и зависят от возраста, общего состояния ампутированного, состояния культи, причины и уровня ампутации, а также от целенаправленности, сознательного отношения ампутированного, его активного участия в процессе освоения протезов.

Наиболее длительным является процесс выработки навыка письма. К обучению письма необходимо приступать в первые дни после получения протезов. Освоение письма происходит в более короткие сроки, если предварительно проводилась тренировка в письме посредством манжетки или другого приспособления.

При обучении письму бумага закрепляется специальным металлическим угольником, планкой иди протезом. В первые дни лучше пользоваться пером «уточка», с тупым кончиком, и тетрадью с косыми линейками. Обучение письму начинается с написания палочек, элементов букв, написания букв с одинаковыми элементами, коротких слов. Одновременно с третьего — пятого дня дается списывание текста с короткими словами и фразами, время тренировки увеличивается.
Необходимо с самого начала стремиться писать медленно, соблюдая одинаковый наклон, форму, размеры букв, линейность строки, одинаковое расстояние между буквами и словами.

протез руки

Наряду с обучением письму, для улучшения координации проводится тренировка в рисовании, черчении линий, фигур, раскрашивании карандашами и красками и др.
Обучение детей пользованию протезами имеет особенности и требует несколько иного подхода.

Двигательные реакции в детском возрасте характеризуются большей генерализованностью, непостоянностью и меньшей устойчивостью, чем у взрослых.
Занятия с детьми следует проводить 2—3 раза вдень в кабинете лечебной физкультуры или в палате под контролем методиста. Но для успешного освоения протезов только одних специальных занятий недостаточно.

Процессу обучения пользованию протезами и привитию навыков самообслуживания в режиме дня детей: должно уделяться ср стороны обслуживающего персонала достаточно внимания: персонал должен постоянно контролировать правильность пользования протезами (во время еды, письма, утреннего туалета), правильность ходьбы и Давать ребенку своевременные указания, а также помогать ему.

Учитывая быструю утомляемость детей, продолжительность урока следует несколько уменьшить (до 20— 30 минут), в специальные упражнения все время вносить элементы разнообразия, а также чаще делать кратковременные паузы для отдыха.

При разучивании упражнений, особенно в первые дни и у детей дошкольного возраста, необходима больше пользоваться методом показа и выполнения упражнений одновременно с методистом (например, ходьба за; руку перед зеркалом). В занятиях с детьми широко используются упражнения имитационного характера и поощрения. При обучении письму применяется иллюстрированная литература, раскрашивание фигур, рисунков. Дети дошкольного возраста обучаются рисованию и раскрашиванию.

Учитывая гибкость и рост детского скелета, при освоении письма и рисовании следует особенно тщательно вырабатывать правильную осанку для предотвращения дефектов и искривлений позвоночника. По этой же причине освоение протезов, особенно в дошкольном возрасте, нужно производить после подгонки протезов.
Неправильная подгонка гильз и тяг (протезов верхних конечностей) является одной из причин невозможности освоить протез.

В дошкольном возрасте при обучении пользованию протезами верхних конечностей целесообразно вначале освоить более простые движения протезом и связанные с ним действия, а затем более сложные. Например, при обучении пользованию протезами плеча сначала надо освоить сгибание в локтевом шарнире и только после этого приступить к освоению движений кистью. Требовать выполнения движений протезом сразу — для ребенка задача непосильная.
При обучении же ходьбе на протезах следует ocoбoe внимание уделять разучиванию элементов шага.

Обучение пользованию протезами детей среднего и старшего возраста производится по методике, описанной для взрослых.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Обучение движениям протезами рук после вычленения плеч. Техника"

Оглавление темы "Обучение пользованию протезами рук":
  1. Факторы влияющие на обучение пользованию протезами рук после ампутации. Принципы
  2. Обучение движениям протезами рук после вычленения плеч. Техника
  3. Техника взятия и удержания предметов протезами рук. Обучение
  4. Техника питья, письма протезами рук после вычленения плеч. Обучение
  5. Одевание, снятие протезов после ампутации плеч. Техника
  6. Обучение движениям протезами после ампутации плеч. Техника еды ложкой, питья, причесывания
  7. Чистка зубов, умывание, письмо протезами после ампутации плеч. Техника
  8. Надевание и снимание одежды протезами после ампутации плеч. Техника
  9. Обучение пользованию протезами предплечий после ампутации. Техника
  10. Еда, причесывание, умывание протезами предплечий после ампутации. Техника

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: