Еда, причесывание, умывание протезами предплечий после ампутации. Техника
После освоения движений протезами производится обучение взятию предметов. Как и после ампутации конечностей на более высоком уровне, сначала предлагается брать более простые предметы правильной формы, имеющие толщину, соответствующую среднему раскрытию пальцев, с края стола, непосредственно со стола, сначала стоя, затем сидя, в дальнейшем — предметы различной формы, величины, веса, упругости. Кисть может быть в среднем положении, супинирована или пронирована (частично за счет локтевого и плечевого суставов). После освоения взятия и удержания предметов необходимо приступать к обучению самообслуживанию.
Еда ложкой осуществляется за счет плечевого и главным образом локтевого суставов при незначительных движениях в шейном отделе позвоночника.
Взятие ложки производится непосредственно со стола или с края стола, ручка ее может удерживаться между первым и остальными пальцами или в промежутке между вторым и третьим пальцами.
а - взять ложку с края стола; б — зачерпнуть пищу; в — поднести Ложку ко рту.
I способ. Ручка ложки сдвигается за край стола. Кисть пронирована. Взятие ложки происходит в положении первого пальца снизу. Опорой о стол или другим протезом ложка устанавливается в удобное положение.
а- нажимая на носок ложки, вставить ручку в промежуток между вторым и третьим пальцами; б — зачерпнуть пищу; в — поднести ложку ко рту.
II способ. Ложка располагается на столе углублением кверху и к противоположному протезу, которым надавливают на носок так, чтобы ручка приподнялась. При дальнейшем надавливании и удерживании от скольжения ручку вставляют в промежуток между вторым и третьим пальцами и продвигают до устойчивого положения.
Взятие пищи может осуществляться движением ложки от себя, справа — налево, на себя. Обучение еде начинается с имитации взятия и поднесения пищи ко рту, затем производится переливание жидкости из тарелки с поднесением наполненной ложки ко рту. После этого еда в столовой в первые 2—3 дня под контролем, в дальнейшем самостоятельно.
Еда вилкой в основном осуществляется по тем же правилам, что и ложкой, только наклон вилки (зубцами вниз) больше.
а — взять расческу четырьмя пальцами сверху; б — причесаться.
Причесывание производится за счет движений в плечевом и локтевом суставах и головы. Взятие расчески производится двумя способами в зависимости от положения ее на столе.
При расположении зубцов в направлении к другому протезу кисть пронирована; при взятии четыре пальца находятся сверху.
При расположении в обратном направлении кисть супинирована — четыре пальца находятся снизу; расческа берется с края стола.
а — взять щетку; б — чистить зубы.
Чистка зубов осуществляется в основном за счет движений в локтевом и плечевом суставах и поворотов головы. Щетка берется с края стола, щетиной кладется кверху. Взятие производится при положении кисти с первым пальцем сверху. В дальнейшем щетка может браться при любом положении на столе.
Умывание с помощью протеза при необходимости также может производиться, по при наличии специальной губки с ручкой. Обычно же умывание производится культями.
- Возврат в раздел сайта "реабилитация"
Оглавление темы "Обучение пользованию протезами рук":- Факторы влияющие на обучение пользованию протезами рук после ампутации. Принципы
- Обучение движениям протезами рук после вычленения плеч. Техника
- Техника взятия и удержания предметов протезами рук. Обучение
- Техника питья, письма протезами рук после вычленения плеч. Обучение
- Одевание, снятие протезов после ампутации плеч. Техника
- Обучение движениям протезами после ампутации плеч. Техника еды ложкой, питья, причесывания
- Чистка зубов, умывание, письмо протезами после ампутации плеч. Техника
- Надевание и снимание одежды протезами после ампутации плеч. Техника
- Обучение пользованию протезами предплечий после ампутации. Техника
- Еда, причесывание, умывание протезами предплечий после ампутации. Техника