Обучение движениям протезами после ампутации плеч. Техника еды ложкой, питья, причесывания

Обучение движениям протезами производится сначала одним, потом другим протезом, а также двумя протезами одновременно. Вначале разучивается каждое движение отдельно, затем осваиваются более сложные движения.
В первое время они выполняются стоя, в дальнейшем — сидя.

Целесообразно разучивание движений производить перед зеркалом. После освоения основных движений протезами производится обучение взятию предметов — сначала правильной формы, имеющих толщину и соответствующих среднему раскрытию пальцев, затем различных по величине, форме, упругости и весу.

Обучение взятию предметов производится непосредственно со стола и с края стола (плоских и др.). При взятию предметов со стола кисть в большинстве случаев устанавливается в пронированное положение.
Одновременно с обучением взятию предметов производится тренировка в удержания их, перемещении в различных направлениях, в захвате и удержании предметов двумя протезами, в передаче предметов из одного протеза в другой. Взятие предметов осуществляется за счет выноса культи вперед при одновременном опускании надплечья. После освоения движений протезами И взятия различных предметов производится выработка навыков самообслуживания: еды, питья, элементов утреннего туалета, одевания и т. д.

обучение движениям протезами
Еда ложкой (I способ).
а — взять ложку четырьмя пальцами сверху; б — зачерпнуть пищу; в — поднести ложку ко рту.

Еда ложкой. Осуществляется за счет движений в плечевом суставе при некотором наклоне головы и туловища вперед. Обучение еде ложкой начинается с имитации движений взятия пищи и поднесения ко рту, затем производится взятие и переливание жидкости из одного сосуда в другой. После освоения наполнения ложки и поднесения ко рту осуществляется еда в палате под контролем врача, сестры или методиста, затем самостоятельная тренировка в столовой.

Для взятия ложки не. следует пользоваться ртом; этот, процесс довольно легко осваивается при одновременном действии обоих протезов. Наиболее удобны следующие два способа взятия ложки:
I способ. При удержании ложки между первым и остальными пальцами. Кисть пропирована. Ложка берется с края стола (или непосредственно со стола). Опорой о край стола или другим протезом устанавливается в удобное положение.

обучение движениям протезами
Питье.
а — взятие стакана; б — питье.

II способ. При удержании ложки в промежутке между вторым и третьим пальцами. Этот способ взятия ложки сложнее и требует больших усилий ампутированного. Вспомогательным протезом производится нажим на носок ложки. В этот момент ручка поднимается от стола и вводится в промежуток между вторым и третьим пальцами над первым основного протеза. При дальнейшем нажиме на углубление ложки и удержании от скольжения ручка глубже вводится между пальцами. После этого опорой о стол или другим протезом ложке придается удобное положение. Наполнение ложки лучше производить движением ложки от себя. Поднесение пищи ко рту осуществляется с опорой предплечьем протеза о стол.

Еда вилкой. Взятие и удержание вилки протезом производится подобно взятию и удержанию ложки, но кисть устанавливается в положение большей пронации. Обучение начинается с имитации взятия пищи и поднесения ко рту, затем производится еда в палате под контролем, в дальнейшем — еда в столовой.

Питье. Осуществляется за счет движений плечевого сустава и позвоночника. При достаточном активном раскрытии пальцев стакан берется сбоку, при недостаточном — сверху-сбоку, за счет дополнительного пассивного разведения пальцев. Другим протезом стакан придерживается от скольжения но столу. При питье кисть находится в среднем положении, опора предплечьем о стол не (обязательна.

обучение движениям протезами
Причесывание (I способ).
f — взять расческу четырьмя пальцами сверху; б — причесаться.

Причесывание. Осуществляется за счет движений надплечьем, в плечевом суставе и шейном отделе позвоночника. Ручка расчески сдвигается за край стола. Расческа зубцами может быть обращена вправо или влево. При расположении ее зубцами в сторону другого протеза кисть устанавливается в пронированное положение. Ручка удерживается после взятия первым и остальными пальцами (четыре пальца сверху). При расположении расчески зубцами от другого протеза кисть устанавливается в среднее или несколько супинированное положение. Ручка удерживается после взятия между первым и остальными пальцами в положении четырех пальцев снизу.
При расчесывании предплечье протеза может придерживаться снизу другим протезом. Удобное положение расчески достигается ротацией плеча или кисти.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Чистка зубов, умывание, письмо протезами после ампутации плеч. Техника"

Оглавление темы "Обучение пользованию протезами рук":
  1. Факторы влияющие на обучение пользованию протезами рук после ампутации. Принципы
  2. Обучение движениям протезами рук после вычленения плеч. Техника
  3. Техника взятия и удержания предметов протезами рук. Обучение
  4. Техника питья, письма протезами рук после вычленения плеч. Обучение
  5. Одевание, снятие протезов после ампутации плеч. Техника
  6. Обучение движениям протезами после ампутации плеч. Техника еды ложкой, питья, причесывания
  7. Чистка зубов, умывание, письмо протезами после ампутации плеч. Техника
  8. Надевание и снимание одежды протезами после ампутации плеч. Техника
  9. Обучение пользованию протезами предплечий после ампутации. Техника
  10. Еда, причесывание, умывание протезами предплечий после ампутации. Техника

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: