Планирование реабилитации. Реабилитационные вмешательства

На основе диагноза определяются цели по выработке важнейших навыков и по развитию ресурсов. Специалист определяет конкретные вмешательства по всем пунктам плана, касающимся навыков или ресурсов, и распределяет обязанности для осуществления каждого вмешательства. Пациент и специалист для подтверждения своего согласия подписывают план реабилитации.

Специалист сферы реабилитации использует два основных вида вмешательств: выработка навыков и создание возможностей. Эти вмешательства совершенствуют использование пациентами своих умений и помощи окружения. Имеется два пути выработки навыков и умений.

Первый путь — прямое обучение навыкам — используется в случаях, когда функциональная оценка показывает, что у клиента отсутствуют навыки (например, не может выполнить навык в ситуации контроля). Прямое обучение навыкам включает систему обучающих действий, дающих пациенту возможность компетентно использовать новые формы поведения (Cohen, Danley, and Nemec, 1985).
Прямое обучение навыкам является уникальной методикой всестороннего обучения, в результате которой клиент приобретает необходимые умения.

Второй путь выработки навыков — программирование — предполагает процесс постепенной подготовки пациента к использованию имеющихся навыков необходимым образом (Cohen, Danley, and Nemec, 1985). Программирование навыков призвано помочь клиентам преодолеть преграды к регулярному использованию тех навыков и умений, которыми они уже владеют. Программирование навыков готовит пациента к их использованию так часто, как это необходимо в соответствующем окружении

планирование реабилитации

Прямое обучение навыкам и программирование навыков дополняют друг друга. Например, после прямого обучения Джона навыкам демонстрирования понимания в моделируемой в ходе обучения ситуации, специалист вместе с пациентом на следующем этапе применяет программирование навыка для того, чтобы преодолеть барьеры, мешающие пациенту использовать этот навык вне занятий. Так, могут быть разработаны приемы, помогающие Джону не забывать демонстрировать понимание в Клубе бывших пациентов так часто, как это потребуется.

В отличие от вмешательств по выработке навыков, вмешательства по развитию внешних возможностей предназначены связать клиента с существующими возможностями (координация ресурсов) или изменить возможности, которые не используются надлежащим образом (модификация ресурсов). Координация ресурсов включает выбор предпочтительной внешней возможности, подготовку к ее использованию и поддержку пациента при использовании этой возможности.

Например, чтобы посещать Клуб бывших пациентов, Джон должен пользоваться транспортом. В этом случае и он, и работающий с ним специалист должны учесть важность выбора вида транспорта (приняв во внимание стоимость, доступность, надежность). После сделанного выбора Джону оказывается помощь в установлении связи с источником возможности. Специалист работает как с транспортным агентством (например, компанией такси), так и с Джоном, помогая преодолевать барьеры для успешного пользования пациентом услугами перевозчика.

Модификация ресурсов — это техника адаптации существующих внешних возможностей к нуждам клиента для их удовлетворения наилучшим способом. Например, чтобы предоставить Джону возможность структурированной деятельности 5 дней в неделю, специалист вместе с ним может изыскать возможность посещения другой программы социальной помощи на добровольных началах. Навыки изменения возможностей включают переговоры с ответственными лицами и органами об изменениях, необходимых для удовлетворения нужд клиентов при использовании возможностей окружения. Координация и модификация ресурсов подобны практике индивидуального менеджмента в медицинском обслуживании.

Разница в том, что координация и модификация ресурсов являются главными вмешательствами в классическом индивидуальном менеджменте, будучи только частью более всеобъемлющего реабилитационного подхода.

Таким образом, реабилитационный процесс разворачивается по мере того, как специалист вовлекает пациента и его ближайшее окружение в диагностирование, планирование и развитие навыков и ресурсов, необходимых клиенту, чтобы успешно функционировать и быть удовлетворенным в конкретном окружении Возможностям специалиста вовлечь пользователя в реабилитационный процесс способствует уровень его профессиональных навыков.

- Читать далее "Технология психиатрической реабилитации. Научная основа технологии психиатрической реабилитации"

Оглавление темы "Планирование и диагностика в психиатрической реабилитации":
1. Проблемы психиатрических реабилитационных исследований. Оценка результатов психиатрической реабилитации
2. Оценка применения приобретенных навыков. Методы оценки поведения на рабочем месте
3. Процесс психиатрической реабилитации. Реабилитационный диагноз
4. Планирование реабилитации. Реабилитационные вмешательства
5. Технология психиатрической реабилитации. Научная основа технологии психиатрической реабилитации
6. Методы психиатрической реабилитации. Индивидуальный менеджемент в психиатрической реабилитации
7. Сопротивление технологии психиатрической реабилитации. Культура психического здоровья
8. Окружение пациента в психиатрической реабилитации. Информированное согласие пациентов
9. Психиатрический реабилитационный диагноз. Пример традиционного и реабилитационного психиатрического диагноза
10. Эмпирические основы диагностического подхода. Технология реабилитационной диагностики

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: