Оценка применения приобретенных навыков. Методы оценки поведения на рабочем месте

Исследователям необходимы научные методы для оценки генерализации результатов приобретения навыков и умений. Hersen и Bellack (1977, р. 510) отмечают, что «важность генерализации для бихевиоральных исследований признается больше на бумаге, а не в реальной практике». Признается отсутствие системной структуры, в рамках которой создавались бы методы или показатели генерализации с учетом этических и естественных законов (Curran, 1980; Hersen and Bellack, 1977). Только 40% работ, посвященных навыкам инвалидов, обращаются к некоторым аспектам проблемы применения этих навыков (Wallace et al., 1980). В тех исследованиях, которые касаются генерализации, обычно используются такие методы оценки, как частотное распределение элементов поведения и опросники — структурированные или неструктурированные (Hollingsworth and Foreyt, 1975; Patterson and Teigen, 1973; Tracey, Briddell, and Wilson, 1974).

Кроме оценки того, насколько приобретенные при тренинге навыки больной может применить в планируемом окружении, существует насущная необходимость создания методов измерения навыков, которые бы коррелировали с показателями полезности для пациента Методы оценки овладения навыками, созданные Paul and Lentz (1977) и Griffits (1973), являются в этом отношении образцами Power (1979) и Redfield (1979) сообщили о прогностической валидности оценок поведения в стационаре с использованием системы регистрации клинических проявлений и хронометрированного реестра поведения. Оба метода были созданы и стандартизированы в ходе десятилетнего исследования, проведенного Paul и соавторами.
Шкальная оценка на основе этих методик при выписке пациента из стационара может достоверно предсказать его поведение в обществе (Paul, 1984).

Стандартизованная оценка поведения на рабочем месте, созданная для лице психическими расстройствами (Griffiths, 1973, 1974; Watts, 1978), учитывает ряд элементов поведения (например, использует инструменты и оборудование, вступает в контакт спонтанно, быстро усваивает инструкции). Рейтинговая шкала включает континуум от силы (например, стремится к дополнительной работе) до дефекта (например, ждет, пока дадут задание) Для этой шкалы имеются данные как по надежности, так и по прогностической валидности

приобретенные навыки

В последнее время усилился интерес к оценке общего уровня функционирования наряду с расширившимся использованием функциональных оценок в практике психиатрической реабилитации (Cohen and Anthony, 1984) Во многих штатах разработаны методические инструменты для оценки уровня функционирования пациентов Программ общественной поддержки. Эти инструменты часто включают рейтинг навыков и умений клиента. Так, шкала CSS-100 (New Jork State Office of Mental Health, 1979) используется многими программами общественной поддержки. Отдельные шкалы измеряют степень приспособления больного к окружению (например, использование общественного транспорта, умение обращаться с деньгами, навыки адекватного ухода за собой) и его поведенческие проблемы или симптомы (например, госпитализация, службы трудоустройства, коммунальные жилищные программы, общественные мероприятия).

Подобно методике штата Нью-Йорк, многофункциональная оценка потребностей (Angelini, Potthof, and Goldblatt, 1983), используемая в штатах Род-Айленд и Коннектикут, включает оценки функционирования, самообслуживания, взаимодействия с окружением, психопатологических симптомов и посещаемости программы. Другие методические инструменты подобного типа используются в штатах Нью-Джерси (New Jersey Division of Mental Health and Hospitals, 1980) и Мичиган (Cornhill Associates, 1980). Эти методы открывают перспективу для научных исследований с привлечением большого числа испытуемых (например, все пациенты больницы, все психически больные, обслуживаемые в штате).

Перечисленные методы являются первым шагом в решении проблемы оценки изменений, наступающих вследствие психиатрических реабилитационных вмешательств, однако они еще далеки от совершенства Ridgway (1988) проанализировал более 200 методов оценки функционирования с учетом потребностей, связанных с окружением, и пришел к выводу об отсутствии в них специфичности и отражения предпочтительного местопребывания клиента — это является основным недостатком валидности и самого смысла указанных методов.

Широкомасштабные экспериментальные исследования в сфере психиатрической реабилитации крайне необходимы, кроме того, уже появились и расширяются возможности их осуществления. Вопросы количественной оценки результатов тоже начали разрабатываться В настоящее время многие психиатрические реабилитационные вмешательства могут быть описаны в таких подробностях, которые позволяют с достаточной надежностью контролировать их внедрение. Так, ученые могу накапливать данные до стадии, на которой изучаемые вмешательства реализуются. На этой стадии вмешательства уже достаточно полно описаны и если результаты являются обнадеживающими, они могут воспроизводиться в системе обслуживания пользователей или в клинических исследовательских программах.

Таким образом, проанализированные научные работы, посвященные новым реабилитационным программам, подтверждают: подготовлена почва для экспериментального изучения психиатрических реабилитационных вмешательств, воспроизводимых и доступных количественной оценке.

- Читать далее "Процесс психиатрической реабилитации. Реабилитационный диагноз"

Оглавление темы "Планирование и диагностика в психиатрической реабилитации":
1. Проблемы психиатрических реабилитационных исследований. Оценка результатов психиатрической реабилитации
2. Оценка применения приобретенных навыков. Методы оценки поведения на рабочем месте
3. Процесс психиатрической реабилитации. Реабилитационный диагноз
4. Планирование реабилитации. Реабилитационные вмешательства
5. Технология психиатрической реабилитации. Научная основа технологии психиатрической реабилитации
6. Методы психиатрической реабилитации. Индивидуальный менеджемент в психиатрической реабилитации
7. Сопротивление технологии психиатрической реабилитации. Культура психического здоровья
8. Окружение пациента в психиатрической реабилитации. Информированное согласие пациентов
9. Психиатрический реабилитационный диагноз. Пример традиционного и реабилитационного психиатрического диагноза
10. Эмпирические основы диагностического подхода. Технология реабилитационной диагностики

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: