Проблемы психиатрических реабилитационных исследований. Оценка результатов психиатрической реабилитации

В психиатрических реабилитационных исследованиях все еще остается нерешенным ряд кардинальных вопросов. Наиболее важная проблема — потребность в экспериментальном изучении реабилитационных вмешательств, которые можно было бы воспроизвести. Mosher и Keith (1979), Goldberg (1980), Meyerson и Herman (1983), Keith и Matthews (1984) подчеркивали необходимость в тщательно контролируемых исследованиях процесса и исходов психиатрической реабилитации

Дальнейшие научные разработки в сфере психиатрической реабилитации являются крайне важными в связи с тем, что локальные центры психического здоровья в настоящее время расширяют сферу своих услуг, предпринимая новые попытки лечения лиц с хроническими психическими расстройствами по месту их жительства.

Larsen (1987) в исследовании, финансируемом Национальным институтом психического здоровья США, доказал, что бурно развивающиеся локальные психиатрические службы ориентированы, прежде всего, на проживающих в районе обслуживания лиц с хроническими психическими расстройствами — т.е. пациентов, которым показан психиатрический реабилитационный подход Подтверждено, что значительная часть средств, предназначенных для лечения больных, используется для обслуживания лиц с хроническими психическими расстройствами, и все больше руководителей психиатрических служб создают центы психиатрической реабилитации для этой категории населения.

Психиатрический реабилитационный подход получает всеобщее признание как имеющий отношение к нуждам лиц с тяжелыми психическими расстройствами (например, см работы Lecklitner and Greenberd, 1983; Spaniol, Jung, Zipple, and Fitzgerald, 1987) Такие тенденции делают еще более важными стандартизированные, тщательно контролируемые психиатрические реабилитационные исследования.

реабилитация

Одной из наиболее трудно разрешимых проблем для будущих научных проектов в сфере психиатрической реабилитации является создание системы оценки результатов — практичной, значимой, достоверной и валидной. Многие методы оценки, особенно заимствованные из литературы, посвященной тренингу социальных умений, отражают лишь биологический уровень поведения пациента.

При переходе от таких показателей, как частота глазного контакта в течение 3-минутной беседы, к более сложной оценке социального поведения теряется четкость и специфичность оценки результатов. Используются два пути решения этой проблемы — или выражать признаки более сложного социального поведения через элементы биологического поведения (Wallau et al., 1980), или создавать особые оценочные инструменты для каждого нового исследовательского направления.

В связи с ограничениями объема публикаций в профессиональных журналах такие инструменты часто описываются без существенных деталей. Поэтому воспроизведение методов оценки может быть столь же сложным, как и воспроизведение самого реабилитационного вмешательства, описание которого часто тоже дается не в полном объеме. Во многих работах даже отсутствуют ссылки на инструменты, которые были использованы, что затрудняет идентификацию потенциально стандартизованных оценок.

Другим недостатком, требующим исправления в будущих исследованиях, является частое отсутствие показателей надежности и валидности применяемых оценочных инструментов (Ciminero, Calhoum, and Adams, 1977). Надежность характеризуется несколько чаще, чем валидность — что, очевидно, отражает проблему установления корвергирующей или конкурирующей валидности для нечетко определенного набора поведенческих признаков (Alevizos and Callahau, 1977).

Действительно, вопрос о валидности измерения элементов поведения редко принимается во внимание (Wallace et al., 1980), а для оценки приспособления к окружению даже формальные тесты надежности приводятся редко (Waskow and Parloff, 1975). Многие методы, используемые в исследованиях, были разработаны для одномоментной оценки популяции, а применяются для долгосрочной оценки — из-за отсутствия специальных инструментов Когда исследователь выходит за рамки измерения изменений (например, количество дней посещения мастерской) и применяет методы оценки, стандартизированные под другую популяцию, возникают проблемы надежности и валидности.

- Читать далее "Оценка применения приобретенных навыков. Методы оценки поведения на рабочем месте"

Оглавление темы "Планирование и диагностика в психиатрической реабилитации":
1. Проблемы психиатрических реабилитационных исследований. Оценка результатов психиатрической реабилитации
2. Оценка применения приобретенных навыков. Методы оценки поведения на рабочем месте
3. Процесс психиатрической реабилитации. Реабилитационный диагноз
4. Планирование реабилитации. Реабилитационные вмешательства
5. Технология психиатрической реабилитации. Научная основа технологии психиатрической реабилитации
6. Методы психиатрической реабилитации. Индивидуальный менеджемент в психиатрической реабилитации
7. Сопротивление технологии психиатрической реабилитации. Культура психического здоровья
8. Окружение пациента в психиатрической реабилитации. Информированное согласие пациентов
9. Психиатрический реабилитационный диагноз. Пример традиционного и реабилитационного психиатрического диагноза
10. Эмпирические основы диагностического подхода. Технология реабилитационной диагностики

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: