Критерии эффективности психиатрической реабилитации. Показатели эффективности психиатрической реабилитации

Сфера психиатрической реабилитации уже вышла из периода, когда опиралась только на данные о частоте рецидивов и показатели трудоустройства как критерии своей эффективности. В первом обширном обзоре этого направления Anthony et al (1972) вынуждены были опираться исключительно на работы, сообщающие о частоте рецидивов и уровне трудоустройства.

Однако уже и в этих ранних исследованиях отмечалось отсутствие взаимозависимости различных критериев эффективности (в данном случае — частота рецидивов и качество трудоустройства), а также подчеркивалась необходимость в более корректных способах характеристики результатов (Anthony et al., 1972)

Сделав обширный обзор литературы, посвященной критериям эффективности в психиатрической реабилитации, Anthony и Farkas (1982) пришли к следующим выводам:

1. Изменение одного показателя эффективности не свидетельствует, что соответственно изменяются другие показатели (например, изменение трудовых возможностей может не сочетаться с изменением психосоциального функционирования).

2. Положительное изменение одного из показателей эффективности может ассоциироваться с отрицательным изменением другого (например, повышение в должности повышает уровень тревожности).

психиатрическая реабилитация

Таким образом, ученым следует изучить воздействие их вмешательств на более широкий круг показателей. При этом не должны делаться предположения относительно воздействия вмешательств на показатели, которые не включены в план исследования. В целом современные литературные источники говорят о соблюдении указанных принципов

Типы показателей, используемых в анализируемой литературе, свидетельствуют о совершенствовании определения результативности вмешательств. В отношении трудовой занятости простая ее констатация по типу да/нет была дополнена оценками вида трудоустройства (например, неквалифицированный труд, промежуточные виды трудоустройства, работа в специально созданных условиях, неполный и полный рабочий день) (Fountain House, 1985), доходов (например, Bond, 1984), удовлетворенности работой (National Institute of Handicapped Research, 1980), производительности труда (Hoffman, 1980) и собственно работоспособности (Goering, Farkas, Wasylenki, Lancee, and Ballantyne, 1988).

Что касается местопребывания пользователей, то показатель частоты рецидивов заменяется числом дней, проведенных вне стационара (например, Cannady, 1982), оценкой социального приспособления (например, Linn, Caffey, Klett, Hogarty, and Lamb, 1979), числом друзей и видов деятельности (например, National Institute of Handicapped Research, 1980, Vitalo, 1979), уровнем независимости в быту (например, Mosher and Menn, 1978), удовлетворенностью бытовым и социальным приспособлением (например, Katz-Garris, McCue, Garris, and Herring, 1983), оценкой социальных навыков (например, Aveni, and Upper, 1976).

Образовательный статус больных исследовался мало, хотя много способных молодых людей вынуждены были прервать учебу в связи с психическими расстройствами (Spaniol et al., 1984; Unger and Anthony, 1984). Unger и Anthony (1989) сообщили об образовательной программе на базе университета, рассчитанной на один год, — для юношей и девушек с тяжелыми психическими расстройствами. Около 75% пациентов завершили программу и трехлетний катамнез показал, что приблизительно 45-50% из них работали или учились.

Результаты реабилитационных вмешательств, призванных улучшить функционирование в учебной сфере, могут оцениваться по таким показателям, как поступление на учебу, получение диплома, окончание учебных курсов, получение документов о профессии или повышении квалификации, приобретенные умения и навыки, оценки академической успеваемости, результаты тестирования знаний.

- Читать далее "Типы вмешательств в психиатрической реабилитации. Оценка вклада психиатрической реабилитации"

Оглавление темы "Методы и подходы психиатрической реабилитации":
1. Тренинг социальных навыков. Семейный менеджмент в психиатрической реабилитации
2. Система общественной поддержки. Общество в психиатрической реабилитации
3. Местопребывание лиц с тяжелыми психическими расстройствами. Место жительства психических больных
4. Образовательный статус психических больных. Профессиональный статус больных в психиатрии
5. Литература по психиатрической реабилитации. Локализация исследований по психиатрической реабилитации
6. Критерии эффективности психиатрической реабилитации. Показатели эффективности психиатрической реабилитации
7. Типы вмешательств в психиатрической реабилитации. Оценка вклада психиатрической реабилитации
8. Дизайн исследований психиатрической реабилитации. Результаты исследований по психиатрической реабилитации
9. Роль труда в психиатрической реабилитации. Программы промежуточного трудоустройства
10. Проблемы исследования психиатрической реабилитации. Значение научной психиатрической реаблитации

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: