Тренинг социальных навыков. Семейный менеджмент в психиатрической реабилитации

Есть множество теоретических и экспериментальных работ, посвященных тренингу социальных навыков (ТСН) у лиц с психическими расстройствами. При тренинге предварительно определяется степень нарушения взаимоотношений пациентов, устанавливается дефицит конкретных социальных навыков и определяется точная его природа, изучаются обстоятельства развития дисфункции. Тренинг социальных навыков базируется на высокоструктурированных дидактических приемах, направленных на коррекцию дефекта навыков, отдельных элементов поведения.

При этом особое значение придается постепенному приближению к «норме» (Morrison and Bellack, 1984). В литературе периодически появляются обзоры, посвященные ТСН (Brody, 1984, Hersen and Bellack, 1976, Liberman et al, 1986; Morrison and Bellack, 1984;Wollace et al, 1980)

В целом большинство исследований ТСН подтверждают его эффективность. Однако действенность подобных вмешательств обычно измеряется путем оценки дефицита этих навыков у психически больных перед началом тренинга, после его окончания и по катамнестическим данным (Morrison and Bellack, 1984). Как отметили Hersen and Bellack (1976), качество навыков, полученных посредством тренинга, оценивается по-разному. Ставилась под сомнение и стойкость приобретенных таким образом навыков, хотя многие исследования подтверждают на основе катамнеза, что навыки достаточно устойчивы (Monti et al., 1979).

Возможно, наиболее важное наблюдение, сделанное Morrison и Bellack (1984), состоит в том, что ТСН сам по себе не оказывает существенного влияния на качество жизни больных. Некоторые исследователи сосредоточивались только на определенных поведенческих компонентах и соответствующих результатах вмешательств (Wallace et al., 1980). Результаты исследований убеждают, что ТСН может быть наиболее полезен в структуре «многокомпонентных, ориентированных на навыки тренинговых программ». Таким образом, представляется, что ТСН более перспективен как особый целенаправленный компонент многосторонних программ.
Методология ТСН может быть объединена с обучающим компонентом психиатрической реабилитации.

социальные навыки

Семейный менеджмент в психиатрической реабилитации

Как и тренинг социальных навыков, модель семейного менеджмента (часто называемая семейным воспитательным подходом) заняла важное место в специальной литературе. Концепция целенаправленных вмешательств в семьях с высоким уровнем «демонстрации эмоций» неоднократно изучалась исследователями (Falloon, Boyd, McGill, Strang, & Moss, 1982; Hogarty et al., 1986; Leff, Kuipers, Berkowitz, Eberbein-Vries, & Sturgeon, 1982; Vaughn & Leff, 1976).

Обычно в этих работах рассматривались вмешательства, включающие структурированные бихевиоральные методы, ориентированные на решение проблем в семьях пациентов. Большинство работ подтвердили эффективность такого подхода для снижения уровня рецидивов заболевания. Продолжающееся многоцентровое исследование семейного менеджмента, финансируемое Национальным институтом психического здоровья США, предпринято для исследования эффекта метода, сокращающего частоту рецидивов, влияющего на уровень необходимого применения нейролептической терапии и на улучшение социального функционирования пациента. (Schooler and Keith, 1983, Schooler, Keith, Severe, and Matthews, in press).

Сделано предположение, что семейный менеджмент будет содействовать сокращению объема применения медикаментов, что приведет к уменьшению таких побочных эффектов, как поздняя дискинезия и акатизия. Гипотеза также предполагает, что пользователи, включенные в программу семейного менеджмента, смогут демонстрировать более низкий уровень депрессии и социальной отгороженности, а частота обострений симптоматики станет гораздо меньше

Исторически сложилось, что идеология реабилитации делала акцент на необходимость включения семьи в систему всестороннего реабилитационного подхода (Power and Dell Orto, 1980). Специалисты реабилитационной службы, работающие с лицами, ставшими инвалидами вследствие физических дефектов или пороков развития, используют семью как важный элемент реабилитации. Специалисты же сферы психического здоровья, обслуживающие лиц с психическими расстройствами, напротив, долгое время не воспринимали семью как помощника (Spaniol, Zipple, and Fitzgerald, 1984).

Разработка методов структурированных семейных вмешательств расширила возможности вовлечения семьи в качестве элемента реабилитации инвалидов психиатрического профиля.

- Читать далее "Система общественной поддержки. Общество в психиатрической реабилитации"

Оглавление темы "Методы и подходы психиатрической реабилитации":
1. Тренинг социальных навыков. Семейный менеджмент в психиатрической реабилитации
2. Система общественной поддержки. Общество в психиатрической реабилитации
3. Местопребывание лиц с тяжелыми психическими расстройствами. Место жительства психических больных
4. Образовательный статус психических больных. Профессиональный статус больных в психиатрии
5. Литература по психиатрической реабилитации. Локализация исследований по психиатрической реабилитации
6. Критерии эффективности психиатрической реабилитации. Показатели эффективности психиатрической реабилитации
7. Типы вмешательств в психиатрической реабилитации. Оценка вклада психиатрической реабилитации
8. Дизайн исследований психиатрической реабилитации. Результаты исследований по психиатрической реабилитации
9. Роль труда в психиатрической реабилитации. Программы промежуточного трудоустройства
10. Проблемы исследования психиатрической реабилитации. Значение научной психиатрической реаблитации

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: