Лечение психозов у детей. Реактивные психозы у детей.

Назначают рассасывающие средства: алоэ, стекловидное тело, лидазу. При наличии соматогенной астении применяют симптоматические, общеукрепляющие, сердечно-сосудистые средства. При высоком мышечном тонусе назначают мидокалм. На этапе восстановительного лечения проводят комплекс лечебно-педагогических и психопрофилактических мероприятий. Рекомендуют этапное лечение в психоневрологическом санатории. Больным, перенесшим экзогенно-органические психозы с преимущественной аффективной симптоматикой, на протяжении 3—4 лет после выписки из стационара в профилактических целях назначают лития карбонат по 0,3—0,6 г в сутки. При этом обязательно контролируют уровень его в крови, периодически делают общий анализ мочи. Количество натрия хлорида, принимаемого с пищей, не изменяется. Психотические аффективные расстройства у детей не возникают при содержании лития в крови 0,6—0,8 ммоль/л. Уровень его определяют через 8—10 ч после последнего приема препарата, в постабсорбционный период. Назначают также 2—3 раза в год метионин, липокаин, никотиновую кислоту, инсулин в малых дозах, ощелачивающие средства, диету с ограничением жиров, дегидратационные препараты. Рекомендуют соблюдение щадящего режима, в отдельных случаях временный перевод на индивидуальное обучение на дому, выделение дополнительного выходного дня, при необходимости — освобождение от экзаменов. Обучение в течение 1 года — 2 лет в условиях санаторной школы-интерната для детей с психоневрологическими заболеваниями. Психотерапия (поддерживающая, семейная).

РЕАКТИВНЫЕ ПСИХОЗЫ

Основой реактивных психозов является реакция личности на психические стрессовые ситуации. Выделяют острые шоковые реакции, подострые и затяжные реактивные психозы Чем острее действует психическая травма, тем меньшую роль играют ситуация, личность. Возникновению реактивных психозов способствуют церебральная резидуально-органическая недостаточность, акцентуации характера, соматогенная ослабленность и другие факторы, уменьшающие адаптивные возможности личности.

психозы у детей

Острые шоковые реакции (МКБ-10—F43.0) являются следствием сильного эмоционального потрясения, возникающего в ответ на внезапно действующие раздражители (крик, драка, устрашающий рассказ, неожиданная перемена обстановки) у маленьких детей и внезапную тяжелую психическую травму (стихийные бедствия, катастрофа, смерть или болезнь близких) — у подростков.

Диагноз. Следует учитывать тесную связь психоза с психотравмой, психологически понятные, ситуационно обусловленные переживания в клинической картине, которые проходят после окончания действия психотравмы.

Лечение обязательно стационарное. Большое значение имеет психотерапия, направленная на поиск выхода из психотравмирующей ситуации. Благоприятный для психотерапии фон создают с помощью нозепама (оксазепама), диазепама, хлозепина (хлордиазепоксида). Назначают амитриптилин, амизил, нормализующие сон, а также нейролептики (сульпирид, тиоридазин), карбамазепины. При астенодепрессивном варианте Р. д. п. эффект может быть получен с помощью сиднокарба. При делинквентной окраске депрессии назначают тиоридазин или перициазин (неулептил). Индивидуальная психотерапия должна сочетаться с семейной.

Реактивный параноид

Реактивный параноид (МКБ-10—F43.9) является редким заболеванием у детей, но чаще встречается в подростковом возрасте. Его возникновению способствует обстановка всеобщей напряженности, подозрительности, недоверия. Имеет значение специфический характер психотравм — реальная опасность для жизни и благополучия больного или его близких, а также индивидуальные особенности пациента (инертность нервных процессов, повышенная внушаемость, невысокий интеллект, наличие эпилептоидной, конформной акцентуации личности). Клиническая картина развивается остро после короткого продромального периода в виде бессонницы, растерянности с аффектом страха и последующим бредовым толкованием окружающего. Переживания больного яркие, красочные, эмоционально насыщенные, носят калейдоскопический характер. Преобладают бредовые идеи преследования и отношения. Расстройства восприятия по типу аффективных иллюзий тематически связаны с бредовыми переживаниями. В редких случаях наблюдается полный отказ от пищи, обусловленный идеями отравления. Длительность Р. п. — до 5—10 дней, но бывают и затяжные варианты при соответствующих преморбидных особенностях подростка.

Лечение. В стационаре назначают нейролептические препараты (левомепромазин, аминазин, хлорпротиксен), транквилизаторы типа сибазона (диазепама) в инъекциях, общеукрепляющие, дезинтоксикационные средства. В острый период показана психотерапия отвлечения от болезненных переживаний, в дальнейшем — рациональная психотерапия.

- Читать далее "Ипохондрические сверхценные идеи у детей. Соматогенные и инфекционные психозы."

Оглавление темы "Психические нарушения у детей.":
1. Нейрогенные амиотрофии. Синдром Русси — Леви. Неврит Дежерина — Сотта.
2. Миотония дистрофическая. Миотонический криз. Миастения.
3. Диагностика и лечение миастении. Факоматозы.
4. Шизофрения. Основные виды шизофрений у детей.
5. Диагностика шизофрении у детей.
6. Маниакально-депрессивный психоз. Маниакальное состояние.
7. Психозы у детей. Периодические и эпизодические психозы у детей.
8. Лечение психозов у детей. Реактивные психозы у детей.
9. Ипохондрические сверхценные идеи у детей. Соматогенные и инфекционные психозы.
10. Интоксикационные психозы. Деменция у детей.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: