Диагностика шизофрении у детей.

Ригидные формы реагирования, избирательность двигательных и игровых стереотипов основаны на присущей больным резидуально-органической группы инертности нервных процессов и имеют приспособительный смысл. Стереотипии же при шизофрении (главным образом регрессивного характера) нарушают приспособление ребенка и возникают на фоне поломки приобретенных навыков приспособительного поведения.

Для дифференциальной диагностики вялотекущих форм шизофрении, психопатоподобного дефекта и психопатий следует использовать динамику процесса, большую продуктивность и творческую направленность больных психопатией, насыщенную внутреннюю жизнь, развитие высших эмоций, несмотря на внешние «чудачества, «странности», у больных аутистической психопатией, в противоположность нарастающему эмоциональному опустошению больных шизофренией. Шизофрению следует отличать от стойких психогенных образований (патохарактерологических реакций и развитии, невротических состояний), характеризующихся парааутистическим поведением, общим или избирательным мутизмом, защитными гримасами и гиперкинезами.

Такие состояния чаще развиваются у гиперсенситивных детей. От больных шизофренией они отличаются эмоционально-напряженным характером личности, а не диссоциацией, аффективно-комплексным мышлением без структурных нарушений, психологической понятностью в начале заболевания, большей эффективностью психотерапии. На основании длительности психогенно обусловленных парааутистических состояний нельзя делать вывод об их процессуальном генезе.

Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика шизофрении в подростковом возрасте. Шизофрения в подростковом возрасте (12—16 лет) манифестирует в 5 раз чаще, чем в детском, хотя у части этих больных шизофрения протекала с детства и не была диагностирована. В пубертатном возрасте с его особой реактивностью, эндокринно-вегетативной неустойчивостью возникают особенности как в течении шизофрении, так и в оформлении симптоматики.

шизофрения

Для подростковой шизофрении наряду с другими типами течения характерно рекуррентное и приступообразно-прогредиентное течение в виде острых вспышек психоза циркулярного, депрессивно-параноидного типов, онейроидной кататонии, периодической парафрении и смешанных состояний.

Преобладание неврозоподобной или психопатоподобной симптоматики без выраженного прогрессирования или на определенном этапе болезни (продромальном, препсихотическом) с шизоформными нарушениями личности квалифицируются по МКБ-10 как шизотипические расстройства (F21.). Один из вариантов (гебоидныи) может быть обострением вялотекущей простой шизофрении. Выражается в садистско-перверсивных влечениях, агрессивности, потере интереса к обычным занятиям (учебе, интеллектуальным развлечениям), резком эмоциональном опустошении, асоциальной направленности. Чаще наблюдается у подростков с физической и психической акселерацией. Продуктивные расстройства носят рудиментарный характер (вымыслы по типу самооговоров об участии в воровстве, сексуальных эксцессах, о беременности; отдельные немотивированные поступки, навязчивость). Через несколько лет (особенно при развитом интеллекте) симптоматика несколько сглаживается, что позволяет больному адаптироваться в социальной среде. Этим, а также отсутствием выраженных формальных расстройств в мышлении, сохраненной активностью гебоидныи вариант Ш. отличается от гебефренного. Следует дифференцировать гебоидныи вариант шизофрении психопатии (по МКБ-10—F60.2 — диссоциальное расстройство личности), психопатоподобные состояния резидуально-органического генеза с декомпенсацией в пубертатном возрасте. Диагноз шизофрениилегче поставить при наличии благополучного преморбидного фона, отдельных продуктивных включений, подчеркнуто спокойного (некритичного) отношения к своему поведению.

Весьма частым фазово-специфическим оформлением шизофрении пубертатного возраста является возникновение синдрома сверхценных идей в результате обострения вялотекущей простой шизофренииили начального периода параноидной прогредиентной шизофрении. Характерен синдром метафизической интоксикации, чаще у подростков и юношей шизоидного склада. Важно отличать Ш. от подобного синдрома как проявления патологических реакций в пубертатном возрасте, шизоидной психопатии. В пользу шизофренической природы болезни свидетельствуют: отдача всего времени умственной работе (идее) при отсутствии существенного результата и соответствующих способностей, непродуктивность мышления, резонерство, стремление уйти от обычного образа жизни, присоединение сенестопатий, ипохондрии, чувства отчуждения, гебоидных черт (обычно не сочетающихся с шизоидным характером), карикатурность и гротескность поведения.

От психастении отличается диссоциативными жалобами на неуверенность, нерешительность и нетактичным поведением, больше тревожностью, чем мнительностью, элементами психического автоматизма, апатико-абулического синдрома.

Истериформные дебюты шизофрении у подростков отличаются от истерии отсутствием психологической понятности, внезапностью возникновения и прекращения приступов, диссоциацией в поведении.

Лечение должно быть индивидуальным, комплексным. Назначают его в зависимости от этапа заболевания, ведущего и дополнительных психопатологических синдромов, нервно-соматического состояния, возраста. Госпитализация в психиатрический стационар — вынужденная мера, особенно для детей младшего возраста, когда нельзя провести достаточно полное обследование и необходимое лечение амбулаторно. По возможности нужно стремиться к сохранению привычной среды, контактов, заботы, ласки, информации, получаемой при воспитании, в играх. Следует также проводить психотерапию и лечебную физкультуру.

Инсулинотерапию в гипогликемических дозах можно применять только детям в возрасте старше 10 лет. Предпочтительнее получать гипогликемические состояния (не комы) на небольшие дозы инсулина (не больше 40—60 ЕД) путем постепенного прибавления по 2—4 ЕД с применением сенсибилизирующих средств. Купирование приступа внутривенным введением 20 % раствора глюкозы должно быть не позднее чем через 30 мин после наступления гипогликемии II—III стадии (15—20 инъекций). Инсулинотерапия показана при остром и подостром начале болезни с депрессивно-бредовыми расстройствами, онейроидной кататонии, при обострении вялотекущей Ш., синдроме нервной анорексии. Противопоказания: склонность к ожирению, психопатоподобные синдромы, гипогликемия. Инсулинотерапия неэффективна также при гебефренных вариантах шизофрении, состоянии психического распада.

Психотропные препараты широко применяют в детской практике, однако с учетом индивидуальной и возрастной переносимости. Назначают их в минимальных дозах, учитывая часто наличие рези-дуально-органического фона, способствующего появлению ранних осложнений. Применяют для купирования психомоторного возбуждения и достижения антипсихотического эффекта. Выбор, дозы и сочетание психотропных средств зависят от формы течения и клинических вариантов заболевания, условий проведения лечения (стационар или амбулаторно).

- Читать далее "Маниакально-депрессивный психоз. Маниакальное состояние."

Оглавление темы "Психические нарушения у детей.":
1. Нейрогенные амиотрофии. Синдром Русси — Леви. Неврит Дежерина — Сотта.
2. Миотония дистрофическая. Миотонический криз. Миастения.
3. Диагностика и лечение миастении. Факоматозы.
4. Шизофрения. Основные виды шизофрений у детей.
5. Диагностика шизофрении у детей.
6. Маниакально-депрессивный психоз. Маниакальное состояние.
7. Психозы у детей. Периодические и эпизодические психозы у детей.
8. Лечение психозов у детей. Реактивные психозы у детей.
9. Ипохондрические сверхценные идеи у детей. Соматогенные и инфекционные психозы.
10. Интоксикационные психозы. Деменция у детей.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: