Ранний детский аутизм или синдром Каннера.

Ранний детский аутизм — РДА ( синдром Каннера), МКБ-10— F84.0, представляет собой искаженное развитие психики с преимущественным нарушением социальной перцепции, коммуникативного поведения, недоразвитием эмоционально-волевых функций.

Нередки своеобразное модулирование, интонирование. В связи с крайне поздним и дефектным формированием самосознания и интерперсональных отношений обязательной особенностью речи является позднее и неправильное пользование личными местоимениями (вплоть до школьного возраста). При достаточной способности к образованию понятий и соответственно усвоению формальных знаний дети с РДА плохо понимают речевые обороты, несущие информацию о конкретной ситуации, особенно эмоциональной значимости (например, ребенок не может ответить на вопрос: «Что нужно сделать, если упал и разбил коленку?»). Они не могут хитрить, лгать, понимать двусмысленность слов, фраз. В мышлении нет гибкости, ловкости. При отказе использования речи для коммуникации дети пользуются монологической речью, комментирующей свои игры. Игра ребенка с РДА изначально патологична, нет интереса к игрушкам, к совместной игре. Часто играют стереотипно и подолгу неигровыми предметами: палочками, веревочками, лампочками. Надолго запаздывает или вовсе не развивается ролевая, сюжетная игра. Иногда дети имеют высокие достижения в конструктивных умениях и играх.

Навыки самообслуживания, как правило, запаздывают из-за отсутствия понимания и потребности, часто наблюдается избирательность в еде по типу привычки удобной формы приема пищи (например, только котлеты, только суп, пирожные и т. д.).

аутизм

Дети с ранним детским аутизмом бывают и пассивными, и возбудимыми с проявлением негативизма, агрессивного протеста, например, при навязывании им контакта, на смену ситуации.

Они привержены к неизменному порядку, обстановке (симптом тождества), на изменение иногда даже, казалось бы, мало значимых деталей в ней могут реагировать психологически непонятным для окружающих возбуждением или мутизмом, потерей навыков опрятности. Более тяжело переносят помещение в стационар по сравнению с больными шизофренией. Наблюдающиеся стереотипные движения у них часто носят приспособительный характер для снятия внутреннего напряжения, например, при необходимости вступления в речевой контакт.

При органических вариантах детского аутизма (МКБ-10—F84.1) описанная симптоматика сочетается с дополнительными психоорганическими симптомами познавательной сферы и поведения: слабыми интеллектуальными предпосылками, умственной отсталостью, синдромами психомоторной расторможенности и возбуждения, грубым недоразвитием речи. Органический РДА с пассивным поведением приближается к атонической форме олигофрении.

Среди пациентов с таким синдромом преобладают лица мужского пола. В его происхождении играют роль как конституционально-генетические, так и резидуально-органические факторы. С первых месяцев отмечается асинхронность развития, проявляющаяся преждевременным развитием сенсорной и моторной речи (хотя и со стойкими дефектами произношения) и запаздыванием становления статомоторных актов, адаптивных и навыков самообслуживания. Играм предпочитают рассуждения об игрушках, предметах. Рано (с 3—4 лет) и с удовольствием читают, отдавая предпочтение справочной, научной литературе, абстрактной переработке всего услышанного, прочитанного. Обретают не по возрасту большой запас знаний по интересующим их предметам, математике или логике, философии, истории. К школьному возрасту речь отличается богатым лексиконом, грамматической правильностью, стремлением к логической законченности мысли. Точность и глубина отвлеченных понятий, понимания научных закономерностей сочетаются со слабым конкретно-образным мышлением, отсутствием ориентировки в социальных явлениях, моторной неуклюжестью. Эмоциональные реакции остаются незрелыми, недифференцированными, сопровождаясь подпрыгиванием, потиранием ладоней, бросанием предметов, плачем, не умеют вступить в агрессивно-защитную позицию.

Большинство таких детей не могут посещать школу из-за неумения контактировать с детьми, подчинять поведение школьным требованиям, несоразмерности интересов. Остальные остаются в школе вне коллектива, слывут «чудаками», «глупыми», «странными», нуждаются в постоянной опеке. Контактируют охотно со взрослыми. Самосознание крайне слабое. Мышление схематическое, оторванное от реальных жизненных потребностей. Схематическое мышление с блестящей памятью и с возрастом остается схоластичным, меняется лишь тематика интеллектуальных упражнений и увлечений. В неврологическом статусе может быть отмечена микроорганическая симптоматика, свидетельствующая о преимущественном поражении (недоразвитии) правого полушария и его глубинных структур. У большинства отмечена гиперчувствительность к нейролептическим препаратам, положительное влияние бензодиазепинов при повышенной возбудимости. При внешнем сходстве этот вариант диспропорционального недоразвития психики отличается от синдрома Аспергера (аутистической психопатии) психотическим уровнем недостаточности, от раннего детского аутизма отсутствием собственно аутизма, от олигофрении с частичной одаренностью высоким уровнем развития формальнологического мышления, превышающего средний нормальный.

- Читать далее "Хромосомные болезни. Половой хроматин."

Оглавление темы "Наследственные болезни у детей с поражением нервной системы.":
1. Синдром Марфана. Синдром Крузона. Синдром «лицо эльфа». Олигофрения при врожденной патологии.
2. Гидроцефалическая форма, атоническая форма олигофрении.
3. Принципы лечения олигофрении. Задержка психического развития.
4. Специфические расстройства школьных навыков. Дисграфия.
5. Лечение и реабилитация подростков с инфантилизмом.
6. Ранний детский аутизм или синдром Каннера.
7. Хромосомные болезни. Половой хроматин.
8. Наследственные болезни приводящие к патологии нервной системы.
9. Хронические атаксии. Мозжечковая атаксия. Торсионная дистония.
10. Прогрессирующая мышечная дистрофия. Псевдогипертрофическая миопатия Дюшенна.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: