Специфические расстройства школьных навыков. Дисграфия.

Специфические расстройства школьных навыков (МКБ-10 — F81.). Дислексия (специфическое отставание чтения), МКБ-10— F81.0. При дислексии отмечаются нарушения выработки навыков чтения, проявляющиеся неузнаванием букв и невозможностью соотнести графическое изображение букв с соответствующим звуком и связанное с этим неправильное считывание. Из-за нарушения дифференциации графем дети заменяют их сходными при чтении (по звучанию, артикуляции или изображению). Отмечаются ускоренный темп чтения, перестановка букв, проглатывание слогов, неверная расстановка ударений. Часто при выраженных формах дислексии дети совсем не могут читать, учатся под диктовку родителей.

Прочитывают текст с опорой на наглядность, заменяя при этом напечатанные слова сходными по смыслу. Нередко у детей кроме парциального недоразвития письменной речи наблюдаются и остаточные явления общего недоразвития речи, дислексия сопровождается сопряженной по форме дисграфией.

Дисграфия (специфическое расстройство спеллингирования), МКБ-10—F81.1, проявляется невозможностью или трудностью соотношения звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. С раннего детства у детей обнаруживается недостаточность речевого развития: общее недоразвитие речи разного уровня с последующей коррекцией, недоразвитие звуко-буквенного анализа. Зачастую у этих детей обнаруживают неправильное написание слов как под диктовку, так и при списывании, наличие аграмматизмов, перестановку слогов, слитное написание слов и фраз, замену букв, сходных по звучанию и начертанию. Нередко письмо напоминает набор непонятных слов и буквенных сочетаний. В математике также обнаруживаются недостатки численного счета с переходом через десяток, нарушение последовательного хода задач.

детский инфантилизм

Однако дети достаточно критичны к своим недостаткам,, стараются найти способ, который помог бы им справиться с дефектом. Темп выполнения письменных заданий замедленный. Отмечаются общая инертность психических процессов, нарушение акустического внимания, его направленности. Снижена репродуктивная способность памяти, затрудняется графическое воспроизведение по памяти фигур, рисунков.

Специфическое расстройство развития двигательных функций (син. синдром неуклюжести, МКБ-10 — F82.) — специфическое отставание в моторном развитии вследствие задержки созревания пирамидных, мозжечковых систем, регулирующих координацию и плавность движений. Отмечается некоторое отставание в развитии статических функций (запаздывание на 1,5—2 мес) и формировании моторных навыков. Дети начинают сидеть к 7—9 мес, ходить к 1 году 2 мес — 1 году 5 мес, после падения боятся ходить. Бегать начинают после 3 лет, с трудом прыгают. Только к 5—6 годам формируется навык самостоятельного пользования лестницей, стулом. С трудом удаются совместные подвижные игры в мяч, салочки, кошки-мышки. Дети плохо рисуют, лепят, во время письма не придерживаются строки, пишут буквы разного размера.

Впоследствии наблюдаются неповоротливость, неловкость (часто бьют посуду), замедленная двигательная реакция. Позднее развитие навыков самообслуживания связано с неумением, иногда и в школьном возрасте, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Впоследствии недостаток моторики сказывается в плохом (неразборчивом) почерке, скачущих буквах.

Лечение и реабилитация. Назначают препараты восстановительного ряда, корригирующую гимнастику, направленную на выработку плавных, точных, соразмерных движений, а также развитие моторных навыков, техники письма, лепки, рисования.

Задержка психического развития, связанная с инфантилизмом (МКБ-10—F83.). Инфантилизм — нарушение темпа созревания психики, преимущественно эмоционально-волевой сферы и личности. Г. Е. Сухарева (1965) различает три основных варианта инфантилизма: гармонический (или простой, по В. В. Ковалеву, 1979), дисгармонический и органический (или осложненный, по В. В. Ковалеву, 1979).

Гармонический психофизический инфантилизм — задержка темпа физического и психического развития в пределах незрелости эмоционально-волевой сферы и личности, отражающаяся на поведении ребенка и его возможности социальной адаптации. Клиническая картина характеризуется чертами незрелости в психическом и соматическом облике ребенка. Детям свойственны живая мимика, яркость и выразительность жестикуляции, быстрые, суетливые, порывистые движения при недостаточной соразмерности и последовательности их. На первый план выступают неутомимость в игровых действиях и быстрая утомляемость при выполнении учебных заданий. При полноценном интеллекте отмечаются недостаточные интеллектуальные интересы, доминирующим является стремление к игре, удовольствиям.

- Читать далее "Лечение и реабилитация подростков с инфантилизмом."

Оглавление темы "Наследственные болезни у детей с поражением нервной системы.":
1. Синдром Марфана. Синдром Крузона. Синдром «лицо эльфа». Олигофрения при врожденной патологии.
2. Гидроцефалическая форма, атоническая форма олигофрении.
3. Принципы лечения олигофрении. Задержка психического развития.
4. Специфические расстройства школьных навыков. Дисграфия.
5. Лечение и реабилитация подростков с инфантилизмом.
6. Ранний детский аутизм или синдром Каннера.
7. Хромосомные болезни. Половой хроматин.
8. Наследственные болезни приводящие к патологии нервной системы.
9. Хронические атаксии. Мозжечковая атаксия. Торсионная дистония.
10. Прогрессирующая мышечная дистрофия. Псевдогипертрофическая миопатия Дюшенна.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: