Гидроцефалическая форма, атоническая форма олигофрении.

Гидроцефалическая форма (МКБ-10—F7X.+ Q03.). Основным фактором, определяющим симптоматику и течение заболевания, является гидроцефалия, возникшая в пре-, пери- и постнатальный периоды. Диагностика — см. Гидроцефалия. Характерны колебания психического состояния (даже при отсутствии нарастания водянки) при временных неблагоприятных факторах, гипертензивные кризы, приступы головной боли, резкое повышение температуры тела. Степень интеллектуального дефекта может быть различной. У некоторых детей отмечаются хорошая механическая и музыкальная память, богатая экспрессивная речь, диссоциирующаяся с плохим пониманием ее. Часты смена настроения, приступы страха. При обострении лечение направлено на дегидратацию (пункции, магния сульфат, десенсибилизирующие средства). Важное значение имеют направленное воспитание практических навыков, тренировка двигательных функций.

Атоническая форма (МКБ-10—F7x.8), по С. С. Мнухину, Д. Н. Исаеву, 1982, характеризуется неспособностью к мотивированному, целенаправленному поведению, невозможностью психического напряжения, резким нарушением активного внимания, бедностью эмоциональных проявлений. Несмотря на развитую речь, дети плохо используют ее в коммуникативных целях, практическое приспособление страдает больше, чем формальные способности к приобретению знаний. Своеобразие клинической картины этой формы О. определяется, по-видимому, преимущественным недоразвитием лимбических систем и нарушением формирования лобно-лимбических мотивационных систем. Эту форму О. следует отличать от раннего детского аутизма и детского типа шизофрении.

Лечение. Наряду со стимулирующими средствами положительный эффект дают повторные курсы амитриптилина (по 0,006 г детям дошкольного возраста, по 0,012 г — младшего школьного 2 раза в сутки в течение 1,5—3 мес), флуоксетина (прозака) по 7—20 мг 1 раз в сутки (1,5—3 мес). Коррекционно-воспитательная работа должна быть направлена на выработку навыков поведения, самообслуживания, форм общения, тренировку активного внимания.

формы олигофрении

Некоторые дети выполняют только письменные работы, дают в школе только однословные ответы. При отсутствии психотерапевтического подхода, смены ситуации, снижения требований, медикаментозного снятия страха наступает закрепление пассивной защитной реакции (мутизма, гримас, измененной позы, осанки), усиливающейся в эмоционально значимой или трудной ситуации. Парааутистические образования приводят к невозможности реализовать свои знания и умения, сужают возможность приобретения знаний и в некоторых случаях определяют отрицательную динамику психического развития. Напоминая внешне больных шизофренией, эти дети отличаются избирательностью контактов, большей зависимостью поведения от окружения, относительным влиянием психотерапии, отсутствием симптомов диссоциации мышления, улучшением состояния при переводе в коллектив, соответствующий уровню их возможностей.

Декомпенсации. Причиной декомпенсации являются дополнительные вредности экзогенного (травмы, инфекции, интоксикации, обострения хронических гнойных очагов инфекции, переутомление, повышенные требования) и эндогенного (возрастные периоды с усилением эндокринно-вегетативной дисгармонии) характера. Чаще декомпенсация наблюдается у больных с резидуально-органическими, осложненными факторами О., атоническим и астеническим вариантами. Существенным патогенетическим звеном является нарушение ликворо-, гемодинамики, усиление гипертензивных явлений, дезорганизация установившихся нейродинамических отношений.

Декомпенсация проявляется усилением основных или осложняющих синдромов, а также появлением новых симптомов и синдромов, патогенетически связанных с первыми двумя. Таковыми являются: 1) снижение продуктивности учебы, усвоения знаний, запоминания, осмысления; 2) усиление церебрастенических явлений (утомляемость, головная боль, вегетативно-сосудистые расстройства); 3) усиление психопатоподобного поведения, злобности, появление сексуальной расторможенности, «протестного» поведения; 4) учащение или появление дисфорических состояний, фазовых аффективных колебаний; 5) возобновление эпилептиформного синдрома; 6) возникновение психотических состояний.

Уровень и характер декомпенсации во многом зависят от структурных особенностей и формы О. Нередко имеются смешение невротической, психопатоподобной и психотической симптоматики, смена, переход одних симптомов в другие. Психотические декомпенсации чаще наблюдаются в пубертатный период, разнообразны по длительности, клиническим проявлениям.

- Читать далее "Принципы лечения олигофрении. Задержка психического развития."

Оглавление темы "Наследственные болезни у детей с поражением нервной системы.":
1. Синдром Марфана. Синдром Крузона. Синдром «лицо эльфа». Олигофрения при врожденной патологии.
2. Гидроцефалическая форма, атоническая форма олигофрении.
3. Принципы лечения олигофрении. Задержка психического развития.
4. Специфические расстройства школьных навыков. Дисграфия.
5. Лечение и реабилитация подростков с инфантилизмом.
6. Ранний детский аутизм или синдром Каннера.
7. Хромосомные болезни. Половой хроматин.
8. Роль и функции стресса в жизни человека
9. Наследственные болезни приводящие к патологии нервной системы.
10. Хронические атаксии. Мозжечковая атаксия. Торсионная дистония.
11. Прогрессирующая мышечная дистрофия. Псевдогипертрофическая миопатия Дюшенна.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: