Умственная отсталость. Идиотия. Имбецильность. Дебильность.

Идиотия — наиболее глубокая степень психического недоразвития (IQ= 0—5), характеризующаяся отсутствием или зачаточным состоянием познавательных функций. Активность больных ограничивается инстинктивными действиями, часто извращенными реакциями удовольствия или неудовольствия на пищевые, болевые и другие безусловные раздражители. Больные с трудом овладевают ходьбой, в моторике преобладают стереотипии, яктации. Существенная положительная динамика отсутствует, дети остаются полностью социально не приспособленными, даже на уровне самообслуживания.

Имбецильность — недоразвитие психики, которое характеризуется рудиментарным мышлением (в представлениях), наличием недоразвития речи разной степени, возможностью относительного приспособления на уровне самообслуживания или элементарных трудовых процессов, что, однако, удается только при постоянной опеке.

Глубокая имбецильность приближается к идиотии (IQ = 5—19), но этим больным доступна ориентировка в конкретной ситуации, узнавание близких, адекватное реагирование на привычные обиходные слова и фразы, использование отдельных слов с 3—5 лет в коммуникативных целях; могут быть обучены навыкам элементарной опрятности. Как идиотия, так и глубокая имбецильность по МКБ-10 относятся к глубокой умственной отсталости и шифруются как F73.

Резко выраженная имбецильность (по МКБ-10 — тяжелая умственная отсталость, F72.). Характеризуется недоразвитой дефектной речью в виде фраз из 2—3 слов (IQ = 20—34), носящей ситуационный характер, крайней бедностью представлений, возможностью обучения лишь навыкам самообслуживания.

Умеренная имбецильность (по МКБ-10 — умеренная умственная отсталость, F71.)—состояние, при котором больной может быть обучен простым трудовым навыкам, имеет фразовую речь и иногда может овладеть чтением, письмом (IQ = 35—49). Эмоции недифференцированные, примитивные.

умственная отсталость

Диагноз имбецильности, как и идиотии, может быть поставлен с первых лет жизни; к 1 году дети еще не узнают близких, не реагируют на речь. Обращает на себя внимание недифференцированность мимики. Запаздывает становление статомоторных актов, отсутствуют моторно-адаптивные движения (использование рук для удерживания, захватывания предметов). Отсутствует или очень слабо выражен интерес к окружающему, игрушкам. У детей в возрасте 2—4 лет нарушено внимание, осмысление окружающего, обращенной к ним речи, которую они понимают больше по интонации, чем по смыслу. Игровая деятельность носит стереотипный и подражательный характер.

В старшем возрасте диагностика дебильности основана на психопатологическом и экспериментально-психологическом выявлении недостаточности абстрагирования, конкретности и шаблонности мышления, неумении выделить существенные признаки, слабости критики своих поступков. У некоторых олигофренов с хорошей механической памятью внешне богатая речь в виде сложных шаблонов контрастирует со слабостью логического мышления. Важно оценить не количество знаний, а способность пациента осмысливать события собственной жизни, свое положение, действия, с которыми больной повседневно сталкивается в семейной и школьной обстановке. С психическим недоразвитием часто согласуются недостаточность тонкой моторики, трудность приобретения навыков, требующих дифференцированных движений, переключения темпа. Очаговая неврологическая симптоматика характерна лишь для олигофрении перинатального и постнатального происхождения.

Дети с олигофренией степени дебильности должны обучаться во вспомогательных школах или интернатах, в случаях сочетания дебильности с тяжелыми нарушениями зрения, слуха — во вспомогательных группах специальных детских садов, школ для слепых или слабозрячих, глухих или тугоухих. Этим детям, как и с олигофренией, осложненной недоразвитием речи I—II уровня, психопатоподобным поведением, аутистическим синдромом и другими синдромами, нарушающими адаптацию в соответственном возрасту коллективе, показано оформление социального пособия по детской инвалидности.

Шифром F78. по МКБ-10 обозначается другая умственная отсталость, степень которой трудно или невозможно определить из-за сопутствующих сенсорных или соматических нарушений, шифром F79. — неуточненная умственная отсталость из-за отсутствия достаточной информации для определения степени умственной отсталости.

Четвертый знак шифра МКБ-10 используется для обозначения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим психическим расстройством:

F7x.O — минимальные поведенческие нарушения пая отсутствие их;
F7x.l — значительные поведенческие нарушения, требующие лечебных мер (психопатоподобное, нарушение влечений, протестное и др.);
F7x.8 — другие поведенческие нарушения (аутистические, парааутистические, лобная аспонтанность, апрозексия);
F7x.9 — неопределенные поведенческие нарушения.

- Читать далее "Олигофрения. Формы олигофрении. Виды олигофрении."

Оглавление темы "Умственная слабость у детей.":
1. Эпилептический синдром. Эпилептический синдром при наследственных энзимопатиях.
2. Эпилептическая болезнь. Клиника и диагностика эпилептической болезни.
3. Различные формы эпилепсии у детей.
4. Миоклоническая эпилепсия Янца. Синдром Ландау — Клеффнера. Лечение эпилепсии.
5. Лекарственная терапия эпилепсии. Медикаментозное лечение эпилепсии.
6. Хирургическое лечение эпилепсии. Лечение эпилептического статуса.
7. Умственная отсталость. Идиотия. Имбецильность. Дебильность.
8. Олигофрения. Формы олигофрении. Виды олигофрении.
9. Синдром Шерешевского — Тернера. Синдром дубль Y.
10. Диета при фенилкетонурии. Гомоцистинурия. Галактоземия.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: