Признаки, клиника и лечение детского церебрального паралича.

Выделяют следующие клинические формы детского церебрального паралича.

Спастическая диплегия (МКБ-10—G80.1) — тетрапарез, при котором верхние конечности поражаются в значительно меньшей степени, чем нижние, иногда минимально (парапарез, или болезнь Литтла). Спастичность преобладает в разгибателях и приводящих мышцах нижних конечностей. У ребенка в положении лежа ноги обычно вытянуты. При попытке его поставить ноги перекрещиваются и упор совершается на носки. В связи с постоянным напряжением приводящих мышц бедер ноги слегка согнуты в тазобедренных и коленных суставах и ротированы внутрь. При попытке ходить с посторонней помощью ребенок делает танцующие движения, поворачивая тело к ведущей ноге. Одна сторона тела обычно поражается больше другой, при этом разница в возможности движений особенно заметна в руках.

Иногда встречаются формы детского церебрального паралича, которые обозначаются как спастическая пара- или моноплегия. Большинство же параплегии в действительности являются тетраплегиями, при которых руки поражены в очень слабой степени, что проявляется лишь несовершенством хватательных движений, а у детей старшего возраста неуклюжестью движений рук, а моноплегии — параплегиями или гемиплегиями, при которых одна из конечностей страдает незначительно, что не всегда диагностируется. Помимо спастических парезов могут наблюдаться хореоатетоидные гиперкинезы, более выраженные в пальцах рук и мимических мышцах. Дети малообщительны, тяжело переживают двигательную неполноценность, лучше себя чувствуют среди таких же детей. Эта форма протекает наиболее благоприятно.

Двойная гемиплегия (МКБ-10—G80.8) — тетрапарез с преимущественным поражением рук. Мышечный тонус повышен по смешанному типу (спастически-ригидному), преобладает ригидность мышц, усиливающаяся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет тонических рефлексов (шейного и лабиринтного).

детский паралич

Важно уже в первые месяцы жизни отличать детский церебральный паралич от заболеваний, связанных с опухолевым процессом. В этом случае решающими признаками являются гипертензивный синдром с явлениями застоя на глазном дне, прогрессирование неврологических симптомов. В сомнительных случаях необходимо более тщательное обследование ребенка в стационаре.

Течение детского церебрального паралича. Выделяют (по К. А. Семеновой, 1972) 3 стадии течения заболевания: раннюю (от 3 нед до 3—4 мес); 2) начальную хронически-резидуальную (от 4—5 мес до 2—3 лет) и конечную резидуальную. В 3-й стадии выделяют I степень, при которой дети овладевают элементами самообслуживания, и II — наиболее тяжелую. Течение Д. ц. п. зависит от степени поражения (легкая, средней тяжести, тяжелая), времени начала и этапности лечения. Систематически проводимая комплексная терапия, начатая с первых месяцев жизни, способствует более благоприятному течению. При тяжелой степени поражения с выраженным психическим дефектом, наличием судорог течение может быть даже прогредиентным.

Прогноз детского церебрального паралича зависит от степени поражения нервной системы, времени начала и качества комплексного лечения. Раннее непрерывное лечение позволяет добиться значительного улучшения двигательных и психических функций и достичь социальной адаптации детей. Однако при тяжелых формах Д. ц. п. с выраженным психическим дефектом, наличием судорог прогноз малоблагоприятен.

Лечение детского церебрального паралича должно быть комплексным и начинаться с первых недель жизни ребенка, с периода формирования спастических и моторных функций. Лечение должно включать специальные гимнастические упражнения, предупреждающие развитие контрактур, ортопедические мероприятия, повышающие подвижность, и занятия по специально подобранной программе в целях компенсации двигательных и интеллектуальных нарушений, лекарственные препараты. Основными целями ле чебной гимнастики являются торможение патологической тонической активности, нормализация на этой основе мышечного тонуса и облегчение произвольных движений, тренировка последовательного развития возрастных двигательных навыков ребенка. С лечебной гимнастикой чередуют ортопедические укладки, позволяющие придать частям тела физиологическое положение, а также предупредить развитие контрактур и деформаций. Широко применяют общий лечебный и точечный массаж, физиотерапевтические методы лечения, лечебные ванны, электростимуляцию мышц, импульсный ток.

- Читать далее "Мигрень. Признаки и диагностика мигрени."

Оглавление темы "Болезни нервной системы детей.":
1. Гемолитическая болезнь новорожденных.
2. Черепно-мозговая травма. Закрытая черепно-мозговая травма.
3. Открытая черепно-мозговая травма. Детский церебральный паралич.
4. Признаки, клиника и лечение детского церебрального паралича.
5. Мигрень. Признаки и диагностика мигрени.
6. Венозное полнокровие мозга. Врожденные аномалии сосудов головного мозга.
7. Тактика при инсульте у детей. Признаки опухоли мозга у ребенка.
8. Краниофарингиома. Глиома зрительного нерва. Опухоли полушарий мозга. Эпилептические пароксизмы.
9. Вегетовисцеральные припадки. Припадки с нарушением психических функций. Генерализованные припадки.
10. Неклассифицированные эпилептические припадки.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: