Какие игрушки привлекают детей и почему? Что по этому поводу говорит возрастная психология

Несмотря на то, что игра - уникальное явление человеческого бытия, крайне необходимое не только как инструмент развития детей, но и взрослых, - стала серьезной проблемой для психологии и педагогики. Вернее, многие делаюn вид, что проблемы игры не существует. Обыватель говорит: развлечение, напрасная затрата времени, форма безделиц. Другие считают: нужно трудиться, учиться, делать что-то одно.

А возрастная психология делает очевидный вывод: для взрослых время игр уже прошло, нечего заниматься детскими шалостями. Поэтому и остались нераскрытыми ее креативные сипы, развивающие механизмы психики.

Игра - система действий, в которой цель активности и всех действий сосредоточена в процессе ее осуществления, в отличие от трудовой активности, где цель завершается в конечном продукте, ради чего тратится энергия, придумываются действия.

Если обучение построено по схеме трудовых действий, то здесь важнейшее - конечный продукт - оценка, если же действие осуществляется в форме игры, то основное - субъективное удовольствие от процесса игры. А что будет следствием, таким образом, созданного учебного процесса? Понятно, развитие механизма творчества на материале учебных предметов.

Почему психология поставила на первое место в системе труда игру? Потому что речь идет о первой активности ребенка, об активности чрезвычайной привлекательной. А раз так, то игра должна оставаться главной пружиной активности учеников. Труд у взрослых людей выходит на первое место, но, если мы желаем, чтобы этот труд не был тяжелым и принуди-тельным, он обязательно должен органически включать в себя игру - и непременно - познавательный момент - учение.

психология детей

Таким способом построенный труд никогда не надоест, каждый день его будешь ждать, встречаться с ним с радостью, трудиться с наслаждением, воодушевлено. Понятно и то, что под игрой мы понимаем не один только развлекательный момент, а форму действий.

Игра имеет бесценное значение как средство, которое описывает возрастная психология:
1) восстановления энергопотенциала после напряженной активности,
2) очистительного влияния на душу, приводящего ее к пропорции сип механизмов чувств, мышления и воображения человека;
3) приобретения энергии, подготовки к следующему рабочему дню, чтобы следующие действия приобретали большую продуктивность.

Если творчество отсутствует, то это уже не игра, а только увлечение новизною того, с чем встретился ребенок. Так вот, не впадайте в отчаяние, если ребенок быстро утратил интерес к очередной новенькой игрушке. Детская жадность к предметам насыщенным энергией и информацией, намного мощнее нашей (новизна информации, которая идет от игры и порождает положительные чувства - горючее для продолжения действий), и нужно просто удивляться, что ребенок вообще соглашается брать из наших рук некоторые тиражированные игрушки.

Возможно, ребенок это делает простого сочувствия к нам, чтобы не обидеть. Взрослые же иногда не понимают, не могут постигнуть, почему малыш предпочтет обломки вещей и игрушек, тиражированным изделиям. Психология объясняет это тем, что заводская игрушка, пока она не сломана, годится только для одной, смоделированной конструктором, роли. А если это так, то и к минимуму сведена возможность создания - действительно играть.

психология детей

Игрушку необычную, сделанную по последней моде и с чрезвычайной фантазией, замечает каждый взрослый, она сразу всем нравится. А ребенок некоторое время поиграл - и забыл об игрушке.

Зато малыш, найдя какой-либо обломок или непонятного назначения деталь - играет с ним часами, мало того, на следующий день интерес к обломку увеличивается. Тот же сам процесс мы наблюдаем, когда родители стараются выбросить в мусор старую неисправную игрушку, вызывая у ребенка решительный протест - и игрушка возвращается на свое место.

Почему это происходит? На этот вопрос дает ответ психология. Новенькая игрушка строго функциональна. То есть ее влияние ограничено и полностью исчерпывается ее функциональностью. До тех пор, пока ребенок изучает игрушку, она вызывает в нем положительные чувства. Но по окончании освоения и утилизации новизны информации и энергии исчезает повод для чувств; для положительных чувств. Это означает, что уже начали работать негашеные чувства - и игрушка забывается. Начинается поиск новых источников энергии и информации - игра продолжается.

Происходит смена знака чувств, которая достаточно подробно описывает возрастная психология. Нейтрального чувственного состояния не существует, это только граница для перехода из одного в другое, положительного в негативное состояние.

Попадая в это неприятное состояние, человек говорит себе: мне скучно, я скучаю - и будет покорно страдать, не осознавая, что напрасно тратит энергопотенциал. А если это входит в систему, то начинается безрадостная жизнь: день тянется до вечера.

Ребенку роскошь перенапряжения не позволяет его природа (если ребенок скучает - он болен). Как только чувства изменяют знак, он сразу оставит игрушку и мгновенно забудет о игрушке. Или начнет ее разбирать на части, или бросать. Или выдумывая ей новые роли, создаст в этом процессе новый источник положительных чувств, поскольку обломок не имеет собственного лица. Но это уже означает, что в нем бесчисленное количество лиц - столько, сколько ребенок может себе вообразить.

Вот почему тиражированная промышленностью хотя и новенькая игрушка - тесное прокрустово ложе; обломок тоже отмечен его печатью, но это ложе уже в ребенке - в мощности его воображения. Играя с обломком, ребенок создает ему роли и придумывает сценарии, в котором находит место и ему и себя в нем. Все зависит от масштабов его воображения; утром обломок был няней, днем - собакой, вечером - автомобилем. Обломок неисчерпаем.

- Вернуться в оглавление раздела "Психология."

Оглавление темы "Патоморфоз современного реактивного психоза":
1. Тип течения реактивных психозов. Зависимости формы и типа реактивных психозов
2. Патоморфоз депрессивных психозов. Тенденция психогенных депрессий в обществе
3. Патоморфоз параноидных психозов. Изменение истерических психозов
4. Стертость современных реактивных психозов. Причины патоморфоза реактивных депрессий
5. Патоморфоз постэнцефалических астений. Патоморфоз бредовых реактивных психозов
6. Патоморфоз ступорозных психогений. Изменение псевдодементных психозов
7. Роль травмы в развитии реактивного психоза. Генетические причины психозов
8. Время возникновения истерических психозов. Период возникновения эндоморфных психозов
9. Особенности посттравматических психозов. Различия форм реактивных психозов
10. Эндоморфные посттравматические психозы. Различия эндоморфных и истерических психозов
11. Квалификация эндоформных реактивных психозов. Лечение посттравматических реактивных психозов

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: