Социализация агрессивных подростков. Личностное развитие подростковой агрессии

Личностное развитие подростков с агрессивным криминальным поведением является тем более аномальным, чем раньше возникают нарушения психического развития и социального поведения. В тех случаях, когда они относились к периоду раннего, дошкольного и школьного детства, затрагивались основы формирования социальных установок и внутренней позиции личности. Основой структурирования личности становились формирующиеся асоциальные эгоцентрическая или групповая позиции. Закрепление в этой структуре индивидуально-типологических черт возбудимости и агрессивности как ведущих форм реагирования и реализации мотивов характеризовало дисгармоничный вариант аномалий личности.

Анализ связей аномального личностного развития и криминального поведения подростков проводился с учетом влияния ситуации правонарушения, а также типа совершенной агрессии. На основе названных параметров были выделены характерные группы условий совершения деликтов.
Первое деление выборки на группы было проведено по одному из основных личностных признаков — характеру общей социальной направленности подростков.

30% несовершеннолетних с гомицидами были свойственны положительные социальные установки, и они никогда не проявляли асоциальных тенденций, за исключением совершенного деликта. Основная проблема в случаях криминалов у подростков с социально позитивными установками заключалась в провоцирующей и оказывающей сильное психотравмирующее воздействие ситуации, которая была кратковременной (16,7%) или пролонгированной (13,3%). Агрессия несовершеннолетних имела выраженный фрустрационный характер. В личностном плане совершению правонарушения способствовали заострение таких черт подростков, как ранимость, обидчивость, а также фиксация на отрицательных эмоциогенных обстоятельствах. Психопатологический фактор существенной роли не играл.
Группа подростков с асоциальной направленностью, составившая 70% выборки, подразделялась на две части по характеру и мотивации агрессивных действий.

подростковая агрессия

В 20% случаев совершение убийства имело отчетливый инструментальный характер и корыстную мотивацию.
6,7% мальчиков участвовали в групповом правонарушении, не играя лидирующей роли и находясь под действием психоактивных веществ. Их собственные асоциальные тенденции также не были ярко выраженными.

В отличие от этого индивидуально убийства с корыстной целью совершали подростки (13,3% случаев), которым была свойственна выраженная асоциальность, имевшая корни в асоциальной активности еще в младшем школьном возрасте» В данной группе правонарушения были обусловлены устойчивой асоциальной направленностью и дисгармоничным характером личности. Факторы ситуации при этом существенной роли не играли.

В остальных 50% случаев убийства, совершенные подростками подгруппы, имели различную эмоциональную окраску в зависимости от типа правонарушения.
Чаще всего (26,6%) агрессивные действия носли ситуативный фрустрационный характер и совершались подростками в результате конфликта с потерпевшим, как правило, случайным знакомым, в состоянии эмоционального возбуждения на фоне алкогольного или наркотического опьянения. Правонарушения данной группы были обусловлены сочетанием следующих факторов: высокой нервно-психической и эмоциональной возбудимостью подростков, усиленной действием алкоголя и наркотиков, а также непосредственным действием ситуации, которая могла играть некоторую, хотя и не значительную, провоцирующую роль.

В следующей группе правонарушений (13,3%) криминальные действия не имели какого-либо четко определяемого мотива, но сопровождались у подростка субъективным чувственным компонентом и ощущением разрядки внутреннего напряжения, иногда сексуального характера. Они не были спровоцированы потерпевшим: в качестве объекта агрессии выбирались беспомощные люди, в частности, бомжи. Для анамнеза ребенка типично насилие в виде физических наказаний, а также с дошкольного возраста — сочетание возбудимости и агрессивности. Результатом личностного развития было формирование агрессивности как выраженной личностной черты, как правило, в рамках органической психопатии с возбудимым, неустойчивым или истероидным радикалами либо с их комбинацией. Гетероагрессивные тенденции сочетались со склонностью к аутоагрессивным действиям. В данном случае в качестве основного фактора, обусловившего правонарушение, выступают аномалии личностного развития с психопатологическим компонентом.

- Читать далее "Групповая подростковая агрессия. Внутреннее Я агрессивного подростка"

Оглавление темы "Подростковая агрессия. Агрессия при шизофрении":
1. Индуцированные состояния подростков. Агрессивность несовершеннолетних подростков
2. Психологическое исследование подростков. Факторы подростковой агрессии
3. Семейное воспитание агрессивных подростков. Роль семьи в подростковой агрессии
4. Социализация агрессивных подростков. Личностное развитие подростковой агрессии
5. Групповая подростковая агрессия. Внутреннее Я агрессивного подростка
6. Диагностика подростковой агрессии. Судебно-психиатрическая оценка подростков
7. Шизофрения агрессоров. Причины агрессивности при шизофрении
8. Признаки и проявления агрессии при шизофрении
9. Клиника агрессивности при шизофрении. Корреляция агрессивности и шизофрении
10. Эпидемиология агрессивности при шизофрении. Проблемное поведение при шизофрении

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: